Василий Лановой: «Мой учитель запретил мне читать Есенина из-за строгого лица»
В пятницу в Коми республиканской филармонии прошел творческий вечер актера театра и кино, народного артиста СССР Василия Ланового «И в шутку, и всерьез». Сыктывкарская публика услышала стихи Пушкина и Маяковского, узнала истории из жизни народного любимца, а «глаза» местных СМИ – фотографы и операторы – получили от артиста нагоняй.
Фото Николая Антоновского
Зал, с самого начала держа наготове букеты, встретил легенду советского кино бурными аплодисментами. Лановой пообещал в двух отделениях почитать великую русскую поэзию и прозу, а также рассказать о «мелких пакостях» - актерских проколах, чтобы зрители могли представить себе жизнь театра имени Вахтангова, где Василий Семенович играет уже 57 лет.
- Из этого театра ни разу никто не уходил, за исключением одного случая. У нас была огромная привязанность к театру, он для нас был родным домом, в то время как другие театры и наши сегодняшние – это фабрики по созданию спектаклей, а там была семья.
Кинематографический стаж актера еще больше – 60 лет. Первым фильмом для него стал «Аттестат зрелости» в 1954 году, «чуть-чуть не ляпнув по глупости», Василий Лановой предположил, что никто этот фильм не помнит, однако зал возмущенно загудел, и треть присутствующих поднятием руки просигналила – «смотрели, помним».
Не дожидаясь вопросов зрителей, завершавших второе отделение встречи, актер рассказал о своей любимой роли:
– Не задумываясь, отвечу: это эпизод на пляже в фильме «Полосатый рейс» - замечательная роль, потому что в ней некогда было ошибиться.
Перед чтением произведений художественной литературы, Лановой попросил операторов и фотокорреспондентов прекратить съемку и оставить фотосессию на потом, однако не все вняли просьбе народного артиста, оператор одного из телеканалов продолжил работу, из-за чего актеру пришлось популярно объяснять причину своих требований:
- Я сейчас начну думать о тексте, и они (Василий Семенович указал на зрителей) от этого проиграют.
Зал в долгу не остался и бурно зааплодировал.
Чтение началось с одного из самых важных и приятных сердцу каждой зрительницы отрывков из «Войны и мира» - первого бала Наташи Ростовой. Лановой признался, что читал этот текст еще на вечерах самодеятельности.
После этого был Пушкин: проза – «Путешествие в Арзрум», поэзия – стихи-посвящения дамам и письма Вяземскому с заметками о нравах светского общества. Под конец первого отделения прозвучало «Я вас люблю, хоть я бешусь».
После антракта на сцену поднялся министр культуры Артур Рудольф, который поделился своими наблюдениями за поведением зала и для доходчивости развернул метафору:
- В первом отделении телефоны звонили восемь раз. Представьте, что идет операция на открытом сердце, и в это время у врачей звонят телефоны... То же самое происходит и сегодня: легенда, один из лучших артистов русской театральной школы перед вами открывает сердце, душу.
В завершение свой речи Рудольф порекомендовал администраторам запомнить нарушителей и больше их на концерты не пускать.
Василий Лановой, буквально выбежавший после этих слов на сцену, сказал, что такие меры излишни, однако переглянулся с кем-то из первых рядов, кто долго не мог успокоить разрывающийся мобильник в первом отделении, и начал рассказ о смехе на сцене:
- Нигде столько усилий не требуется, чтобы сдержать себя в смехе, как на сцене. Это старый закон - нельзя смеяться на сцене. Самые сдержанные, когда нельзя не смеяться, отворачиваются и только колышутся, а сколько бывает эпохальных оговорок и чрезвычайных историй! Свой рассказ актер сопроводил разыгрыванием нескольких комических ситуаций, случавшихся в театре.
Второе отделение было посвящено поэзии 20 века, во многом – стихам о войне. Предварил чтение рассказ о жизни в оккупации в украинской деревне, где актер провел четыре года:
- Мама отправила нас на лето к дедушкам и бабушкам, 22 июня 1941 года мы сошли на своей станции и в 5 утра увидели, как все небо заняли самолеты, летевшие бомбить Одессу. Так для нас началась война. Связь с домом была потеряна.
В той же деревенской школе во время войны Лановой познакомился с произведением, которое стало для него судьбоносным:
- Однажды учитель достал из портфеля потрепанную книгу и прочел: «Микола Островський «Як гартувалася сталь». Был октябрь 41-го года, и когда в 56 году мне предложили пробоваться на Павку Корчагина, я сказал: «Я не должен пробоваться, я должен играть!» И рассказал эту историю, их это потрясло, и я был утвержден. Это, может быть, даже самая важная для меня роль за 60 лет работы в кинематографе.
Актер признался, что до сих пор для него лучшие стихи и песни – о войне, и начал с Твардовского. Зал замер во время прочтения стихотворения Семена Гудзенко «Перед атакой». Прозвучали и два музыкальных произведения: песня «Березовые сны» и романс из фильма «Дни Турбиных». Много внимания Василий Лановой уделил одному из своих любимых поэтов – Маяковскому, читал и лирические, и сатирические стихотворения. После поэмы «Хорошо!» к сцене заспешила поклонница с букетом. Актер предупредил, что лестница скользкая и наверх подниматься не стоит, но женщина была непреклонна – не без помощи народного артиста она забралась на сцену и почти две минуты под хлопки и смех зала что-то рассказывала своему кумиру.
Последние минуты выступления Василий Лановой отвечал на записки зрителей, которые с фантазией отнеслись к придумыванию вопросов, к примеру, спросили, почему некоторые критики «катят бочку» на Никиту Михалкова.
- Вы знаете, у меня с голосом что-то происходит, когда меня спрашивают о Михалкове, - откашливаясь, ответил народный артист.
Ответ на следующий вопрос потонул в хохоте и аплодисментах зала. Он касался «осовременивания» классики. .
Актер театра Вахтангова начал цитировать записку из зала: в Сыктывкаре Гамлет насиловал Офелию на красном рояле...
- Я ретроград и не скрываюсь. Я посмотрел «Бориса Годунова» с Максимом Сухановым, там Лжедмитрий из Польши едет завоевывать Москву на Т-34, когда я его спросил: что ты сделал, он ответил – Пушкин был бы доволен.
В одной из записок зрители попросили прочитать Есенина:
- Я очень люблю Есенина, но не читать – мой учитель сказал мне: не надо тебе читать Есенина, для этого надо иметь другое лицо, более русское, а с твоим строгим лицом это будет не Есенин, это будет шпион.
На пресс-конференции, которая состоялась сразу после концерта и достаточно продолжительной автограф-сессии, – очередь из поклонников иссякла только через четверть часа, актер пообщался с журналистами о процессах, происходящих в современном кинематографе и культуре в целом.
«Раскрашивание» старых фильмов Лановой считает преступлением, а перед режиссерами, берущимися переснимать классику, по мнению классика кино, стоит практически невыполнимая задача:
- У нас много повторяют картин, которые не надо больше делать. С другой стороны, каждое время то или иное произведение видит по-своему, но тогда уж их создатели должны знать, что старые картины достаточно трудно перепрыгнуть, потому что они сделаны очень точно по произведению, по классике, а сегодняшние режиссеры пытаются прочесть по-своему классику. Они должны знать, на что руку поднимают. Мне кажется, если есть какое-то пронзительно новое прочтение классики с тем, что сегодня в жизни существует, тогда, пожалуйста, снимай.
К фильмам о войне народный артист относится с особым трепетом, поэтому и современные ленты его также, скорее, расстраивают:
- Когда начинают переделывать по сегодняшним лекалам военные фильмы, мне очень грустно на это смотреть. Была великая победа, за нее уплачена великая цена, и имейте совесть, благоволите вечно это поколение! – вот все, что я принимаю от искусства по поводу этого величайшего поколения.
В завершение актер поделился своими творческими планами: сейчас он очень много читает – через полгода состоится 80-летний юбилей, и он ищет пьесу, которая бы «подключила» его на 380 вольт.
Комментарии (19)
Задавший этот вопрос, по всей видимости, вырос на 9-й роте и Утомлённых солнцем....
Так и Лановой, после всех своих армейских ролей может считаться честно отслужившим...))))
Столько, сколько подарили Василию Семёновичу цветов, не наблюдала ни на одном выступлении местных/приезжих знаменитостей.
Жаль только, что не прочитал ничего на украинском)
Жаль, что такие стареют и уходят от нас.
Не осталось порой имен.
Те, кто приняли смертный бой,
Стали просто землей и травой...
Только грозная доблесть их
Поселилась в сердцах живых.
Этот вечный огонь, нам завещанный одним,
Мы в груди храним.
Погляди на моих бойцов -
Целый свет помнит их в лицо.
Вот застыл батальон в строю...
Снова старых друзей узнаю.
Хоть им нет двадцати пяти,
Трудный путь им пришлось пройти,
Это те, кто в штыки поднимался как один,
Те, кто брал Берлин!
Нет в России семьи такой,
Где не памятен был свой герой.
И глаза молодых солдат
С фотографий увядших глядят...
Этот взгляд, словно высший суд,
Для ребят, что сейчас растут.
И мальчишкам нельзя ни солгать, ни обмануть,
Ни с пути свернуть!
Спасибо таким людям.