22:45, 19.11.2012 / ПОЛИТИКА

Из блогов: «Что скрывает выбор спикера: «молодая» Скоробогатова против «ветерана» Маркова в борьбе за финно-угорское политическое наследство»

«Схватку» лидера справедливороссов Коми Веры Скоробогатовой с руководителем национального движения Коми Валерием Марковым разглядела в ситуации с выбором кандидатуры спикера Госсовета член Общественной палаты республики Дарья Шучалина. Своими размышлениями она поделилась в своем блоге на БНКоми.

Ситуация вокруг выборов спикера Госсовета Коми (исход которых очевиден) навела меня на мысли о том, что не все так просто в нашем парламенте. За отсутствующей интригой в «назначении» Игоря Ковзеля гораздо более мощная подковерная схватка: набирающей силу Веры Скоробогатовой против стремительно слабеющего Валерия Маркова...

Казалось бы, что общего у Валерия Петровича и Веры Игоревны? Отвечаю: борьба за лидерство в национальном движении. Г-н Марков в этом смысле – аксакал, сплотивший коренное население республики в лихие 1990-е и с тех пор внесший весомую лепту в развитие национальной общественности.

У меня, честно скажу, к Валерию Петровичу отношение особое. Точнее: особо теплое. Во многом благодаря ему я в качестве журналиста наблюдала за последними двумя международными финно-угорскими конгрессами на протяжении минувших лет (в 2008-м я ездила в составе делегации от Коми в ХМАО, а этим летом – в Венгрию).

Тем труднее мне видеть, как слабеет влияние Валерия Петровича. Сначала потерявшего, как «злые языки» говорят, связи на уровне Кремля и правительства РФ, а теперь отодвигаемого от республиканских рычагов в национальном движении.

Невозможно не замечать при этом растущего влияния главной эсэрки в Коми Веры Скоробогатовой, с которой меня тоже связывают, пусть уже и в прошлом, тем не менее, особые отношения (я работала ее пресс-секретарем, когда она являлась замом главы региона). Очевидно, что Вера Игоревна за период депутатства в Госсовете успела распространить свое влияние на «комивойтыровцев» далеко не последних муниципалитетов. Свидетельство тому – открытая поддержка ее кандидатуры на пост спикера отделениями МОД Сыктывдинского района, Сосногорска и Ухты, а также «Изьватас» и «Коренными женщинами».

Контакты Скоробогатова успела завязать, пока руководила «национальной» комиссией Госсовета. Валерий Марков поздно опомнился, когда «прожал» закрытие комиссии: решение запоздало. Выражаясь языком экономистов, поддержка Скоробогатовой тянет на «контрольный пакет акций», читай – голосов местных сообществ национального движения.

Добавьте сюда ее активность, организационный опыт, узнаваемость, связи со времен работы в Желтом доме - и увидите наиболее вероятного претендента на неформальное лидерство в коми движении.

Это на одной, скоробогатовской, чаше весов. Что на другой, «марковской»? Преданность части элиты этого движения из числа мастодонтов (типа Алексея Конюхова и Элеоноры Савельевой), а также молодежи (как Сергей Габов и актив небольшого молодежного движения «Ми»). Еще Марков продолжает удерживать некое влияние в международной среде, чем сохраняет в целом для Коми и России солидный имидж в финно-угорском мире. С властями республики у него вполне себе гармоничные отношения.

Но вот как раз это уже и не устраивает все большее количество местных лидеров, которые трактуют его партнерство с правительством Коми как «слияние», «сращивание» или, что хуже, - «подчинение».

На фоне лояльного Желтому дому Валерия Маркова в выгодном свете предстает Вера Скоробогатова: с прямо-таки комсомольским задором, молодым (в политическом измерении) возрастом и растущей популярностью в комиязычной среде, где она не просто узнаваема и популярна, но все больше воспринимается как «своя», «родная», которая не побоится защитить коренных коми, даже если для этого придется не по шерсти погладить власть.

При таком раскладе позиции Валерия Маркова, увы, слабеют. Констатирую это с огромным сожалением, ибо глубоко лично его уважаю как политика, общественника и человека.

Понятия не имею, на кого ставит Желтый Дом в борьбе за лидерство в национальном движении республики. Было бы ошибкой поддерживать явно оппозиционную Скоробогатову в ущерб всегда лояльному и договорабельному Маркову. Источники расходятся в том, кого поддержит руководство республики. Говорят, тенденция - в пользу Скоробогатовой (откровенная, по-моему, ошибка в силу всего вышесказанного!).

У меня стойкое ощущение, что негласная борьба «ветеранов» во главе с Марковым и «молодых», объединяемых Скоробогатовой, жестко обострится, причем в ближайшее время. Потому, полагаю, нас ожидают увлекательные события и кадровые перемены…

822

Комментарии (48)

Добавить комментарий
  • Дмитрий Несанелис
    19 нояб. 2012 г., 23:21:25
    Ответить
    Склонен полагать
    что если в коми национальном движении обозначится два или три крыла, то в целом это будет не плохо, как для самого движения, так и для руководства республики. Все более остро чувствуется необходимость в разумной полемике а порой и в острой дискуссии. Валерий Марков действительно достоин высокого уважения, но неужели он и Коми войтыр не воспитали достойного и узнаваемого преемника? Тогда это вызывает некоторые вопросы ...
    • Ась
      20 нояб. 2012 г., 15:54:11
      Ответить
      Что Димуль, что Марков, в ангажированности по отношению к власть имеющим. Вся их деятельность, это попытки быть полезным властям, показать им свою необходимость. Говорят, для этого и чернили имена коллег (как этнографов, так и настоящих лидеров национального движения)Выживает, кто как умеет))
    • Александр Щиголев
      20 нояб. 2012 г., 19:59:02
      Ответить
      " ...но неужели он и Коми войтыр не воспитали достойного и узнаваемого преемника? "
      .
      Уважаемый Дмитрий Александрович!

      Всё дело в том, что для подавляющего большинства лидеров национальных движений такого уровня национальная идея не цель, а средство. Средство продвижения к вершинам власти.

      Поэтому в организациях, возглавляемых такими людьми, априори, не может быть приемника, т.к. любую значимую и узнаваемую личность такие лидеры воспринимать начинают не как возможного приемника, а КАК КОНКУРЕНТА на то высокое кресло, которое удалось занять.

      Так что ничего удивительного, что приемников нет в большинстве, близких к власти, организациях.

      К примеру, возьмём близкую нам с вами к сердцу Общественную палату РК. Разве Общественная палата "воспитала достойного и уважаемого приемника" Маргарите Михайловне? Конечно нет. Поэтому и приходиться уважаемой Маргарите Михайловне продолжать занимать две ответственные должности: председателя ВОИ, и председателя ОП. И там, и там ей нет и не будет приемников...
      • Мамонт - Щиголеву
        20 нояб. 2012 г., 22:47:22
        Ответить
        Истину глаголешь!!! В самую точку....
      • Змея
        20 нояб. 2012 г., 23:32:49
        Ответить
        все будут сидеть на своих стульях пожизненно
        и прямо на стульях их вынесут с заседания и похоронят на Стефановской площади рядом с Доской почета Гайзера
  • здоровья!
    20 нояб. 2012 г., 0:27:37
    Ответить
    Жаль В.П., но ему уже 66
    Значит, есть все-таки у Валерия Петровича проблемы со здоровьем.
    Ушла М.Д., ушел И.В., уйдет В.П ?
  • Юрий Бодрихин
    20 нояб. 2012 г., 0:31:53
    Ответить
    очень странный заг - неужели за наследство нужно бороться.
    ясно же, что накопленный опыт управления и созданная система управления в межнац. вопросах всегда отдается правопреемникам

    (н-р, в Китае власть передали управленцам которых готовили спецом и все знали, кто будет у руля, но никто не вопит, не жжет фаеры, что власть узурпировали - просто китайцы врубастые и знают, что система работает и работает хорошо, отлаженно. любое вмешательство - явная ошибка в сложновыстроенной системе управления)

    правопреемник готовится принять управление в нашем случае межнац. проблемами и встраивается в отлаженную, как нписала Дарья, систему, работающую на ура и способную на принятие новых запросов времени. самое главное заявить везде о себе, как о гибкой системе, автономного модернизационного характера и соответствовать ей.

    то есть понятно, что Скоробогатова наломает дров своими амбициями, не совместимыми с настоящими запросами времени.
    ведь это сложный процесс актуализации своего применения в тонких вопросах управления, инструменты которого выковываются в недрах и будут работать только в руках перспективного нового лидера, знающего какие задачи стоят перед ним и не боящегося озвучить оные общественности.

    а проблемы есть и немалые.
  • мдя
    20 нояб. 2012 г., 0:55:29
    Ответить
    Маркову давно на печь пора, какое уж для него крыло, ОТМОДЕРИРОВАНО
  • Леон
    20 нояб. 2012 г., 7:20:14
    Ответить
    Бред
    Щучалина как всегда в своем репертуаре,пишет о том в чем не разбирается.Явно заказная статья,написанная по приказу ЕР,чтобы оправдать выбор на пост спикера и.ковзеля с иудейскими корнями,в том смысле ,что В.Скоробатова "молодая"(читай глупая) и опозиционная ЖД.
  • Коми
    20 нояб. 2012 г., 7:59:50
    Ответить
    Дуня Подвывалкина,кормящаяся с рук Маркова,Скоробогатовой и Ж/Д,вдруг громко стала размышлять-кто лучше,кто круче?Видимо пинок получила за долгое молчание.Надо отрабатывать кормёжку.Прежде чем рассуждать о крутизне нацлидеров,хотелось бы услышать о их работе.Что они сделали для Коми народа,всего населения, по облегчению их жизни в республике?Отсутствие работы,низкая зарплата при её наличии,отмена северных надбавок,невозможность построить свой дом на селе молодым,открыть своё дело,закрытие больниц,проблемы престарелых на селе,повальное пьянство,отсутствие дорог и т.д. и т.п.Молчит нацдвижение.А вот насчёт поём и пляшем в нацкостюмах,болтология о сохранении коми языка-это пожалуйста.И о себе любимых-основная забота.Попробуй вякни против главного Коми-Гайзера,сразу окажешься не у дел и главным врагом Коми народа.Так что лучше петь и плясать и власть прославлять.А Марков и Скоробогатова-это далёкое прошлое.Что же они работая во власти ничего для народа не сделали?Надо двигать молодых.Артеев,Габов,Нестерова-эти фамилии,их дела на слуху,они разные,но молодые,современные.Надо объявить конкурс програм развития нацдвижения в Коми, провести праймериз конкурсантов и по его итогам решать-кто будет претворять их в жизнь.Обязательно нужен возрастной ценз-возраст не более 50лет.После 50 лет уже с оленя начинают падать Коми.
  • Все так
    20 нояб. 2012 г., 8:23:22
    Ответить
    и увидите наиболее вероятного претендента на неформальное лидерство в коми движении
    Ну и пусть Скоробогатова подхватит лидерство в коми национальном движении у Маркова. Но кто же её пустит во власть? Там совсем другое "национальное движение". Там ей места нет. Нужны совсем другие национальные признаки, которых у неё нет.
  • а назовемся-ка мы читателем
    20 нояб. 2012 г., 8:39:39
    Ответить
    там, где начинает плохо пахнуть - появляется дашутка. шучалина, прилюдно открестившись от ЖД, на всякий пожарный случай отвесила всем реверансы. по типу: король умер, да здравствует король
  • игорь
    20 нояб. 2012 г., 8:53:17
    Ответить
    это попытка увести дисскус в сторону,
    заказуха чистой воды. эта публика пытается спровоцировать любой конфликт, не гнушаясь ничем, в т.ч. и на национальном уровне. Тяжело им. "Выборы" председателем ГС Ковзеля опустят рейтинг хайзера до уровня плинтуса, а впереди выборы главы! Вера будет консолидированный кандидат от всех в РК, кого эта нетрадиционная публика достала! Вера, Вперед! Только на тебя надежда!
    • а
      20 нояб. 2012 г., 8:57:00
      Ответить
      игорёк то,
      Гапон! :)))
  • Че
    20 нояб. 2012 г., 8:55:33
    Ответить
    Нацменство прекратить.
    "Самобытность" - фольклорная категория и никак по другому!
  • Владимир Уляшев
    20 нояб. 2012 г., 9:11:38
    Ответить
    Молодец! Шучалина
    Ведь без нее бы Марков и Скоробогатова так и не узнали, что у них - схватки.

    Дарьюшька, засучи рукава и принеси теплой воды...


    Кстати, что там тебе ответил Колегов? - ... Да ты что?!!! - Дурак он какой-то, ей-богу... Недотепа. А ведь делов-то - ...

    Как там у погибшего поэта? -
    "Если баба трезва, если баба скушна,
    Да может, ей нелегко, тяжело да не весело с нами?
    А налей-ка вина
    А достань-ка до дна
    Ох, отсыплет зерна и отдаст тебе все,
    Чем поднять в печке пламя."

    • Вован
      20 нояб. 2012 г., 10:43:55
      Ответить
      Ай да Владимир Уляшов, - пять баллов! Раскусил Дарью. Да там прикольно. "Засучи рукава, Дарьюшка, и принеси воды" Супер! Учитесь, комментаторы!
      • вот это
        20 нояб. 2012 г., 12:09:59
        Ответить
        правильно!
        Сам себя не похвалишь... :)))
  • Наблюдатель
    20 нояб. 2012 г., 9:32:19
    Ответить
    Очевидно, что Вера Игоревна за период депутатства в Госсовете успела распространить свое влияние на «комивойтыровцев» далеко не последних муниципалитетов. Свидетельство тому – открытая поддержка ее кандидатуры на пост спикера отделениями МОД Сыктывдинского района, Сосногорска и Ухты
    Ой, Дарья, махнули Вы! У Вас значит контрольный пакет формируется за счет поддержки 3 из 20 муниципалитетов 2 уровня (если рассматривать МОД "Коми войтыр"). Ошибочная арифметика получается! Веру Игоревну никто не поддерживал и не поддерживает (за исключением соратников из её отделения партии), т.к. МОД "Коми войтыр" общественное объединение не политического плана. А те кто поддержал они сами уже в политике поэтому марают ею общественное объединение. Считаю, это не правильный подход со стороны участников МОД "Коми войтыр".
    Валерий Петрович был, есть и будет авторитетом настоящего коми двидения до последнего. Как только он уйдет, удет и его команда и настанет конец МОД "Коми войтыр" как единому целому и не дай бог появятся подобные "Дорьям асьнымОс" организации. Сохранение целостности движения это заслуга Маркова и других преданных ему лидеров представительств.
    Вера Игоревна только расколет, аполитизирует движение, если прийдет к управлению движением, что маловероятно.
    К сожалению, соглашусь с Вами, что не воспитали в МОД "Коми войтыре" достойного приемника справедливого и политически независимого, а может от пока просто в тени.....
    • Учитель
      20 нояб. 2012 г., 20:42:52
      Ответить
      Александру Щиголеву и наблюдателю
      ПрЕемник - пишется через Е, а не И.

      ПрИемник - это нечто, в корне отличающееся от преемника. (см.60-е годы советской власти.)
      • Александр Щиголев
        20 нояб. 2012 г., 20:53:25
        Ответить
        Который раз замечаю
        .
        чем больше рассуждаешь о коми проблемах, тем больше узнаёшь про русский язык...)))
      • Наблюдатель
        21 нояб. 2012 г., 9:19:23
        Ответить
        Учителю
        Спасибо за замечание, впредь учту.!
  • Волк и заяц, тигры в клетке - все они марионетки в ловкх и натруженых руках)
    20 нояб. 2012 г., 9:37:09
    Ответить
    Что за пузыри? Что за мыло? Какая подковёрная схватка? Какое влияние? Где? В международной среде? А, спасибо что расказали, а то, это влияние и в микроскоп не разглядишь.

    Ах до чего порой обидно, что хозяина не видно,
    Вверх и в темноту уходит нить.
    А куклы так ему послушны, и мы верим простодушно
    В то, что куклы могут говорить.))

    Не стоит пыль поднимать. Назначайте уже Игоря Владимировича, да и дело с концом). Человек имеющий сбственное мнение, пусть и не всегда верное, лучше десятка "старожил", уже давно не имеющих вообще никакого мнения.
  • насмешили
    20 нояб. 2012 г., 9:54:35
    Ответить
    Ну вы насмешили. Марков -лидер! Даже его жена, наверно, не считает его лидером. Может разве что кошка или собака? Вы посмотрите на его стойку. Разве не похож на тушканчика? Старые люди говорят, что на какое животное похож человек, такой у него и характер....
    • ну
      20 нояб. 2012 г., 10:18:25
      Ответить
      давай посмеёмся вместе.
      Раз уж увлечен физиономизмом, то подбери для визави Маркова аналог из мира животноводства. Посмотрим, совпадет ли? :)
  • Тоже смеюсь
    20 нояб. 2012 г., 10:04:28
    Ответить
    Как-то смешно читать про лидерство, про "Коми войтыр". Про выборы и собрания, конференции и съезды "Коми войтыра" знает менее одного процента коми людей. Эта малочисленная общественная организация варится в собственном соку. Абсолютное большинство коми людей н7ичего не знает ни о собраниях, конференциях, съездах "коми войтыр", ни о ее решениях и делах. Смешно. Ей Богу.
  • 09
    20 нояб. 2012 г., 10:40:17
    Ответить
    шучалина
    Леон , 20.11.2012 7:20:14 [Свернуть] [Ответить]
    Бред
    Щучалина как всегда в своем репертуаре,пишет о том в чем не разбирается.Явно заказная статья,написанная по приказу ЕР...

    Ну кто её бред может читать? Заказуха!
  • Информированный
    20 нояб. 2012 г., 11:20:39
    Ответить
    После прихода некоторых кураторов национальной политики в ЖД началась планомерная дискредитация лидеров "Коми войтыр" в глазах федералов, в СМИ, в республике. Одной из задач было разделить движение (отсюда поддержка некоторых инициатив "Изьватас" по расколу движения),а так же постепенное направление только на культурные и языковые мероприятия. Лишь бы не интересовались экономикой и политикой!Далее- внесение раскола между молодежью и опытными лидерами. Значит не будет преемственности. Цель- коми не должны влиять на принятие решений в родной республике.Во многом цель достигнута. Как говорит один из высокопоставленных чиновников ЖД:"Поляна зачищена!". Это итог планомерной работы. При всем уважении к В.И.Скоробогатовой,ее цель- выйти на достойную пенсию с поста заместителя Председателя Госсовета РК.Скоро она к этой мечте приблизится.
    • комментарий
      20 нояб. 2012 г., 13:29:11
      Ответить
      Срамота местного разлива
      А кто раньше мешал коми лидерам ставить перед правительством вопросы экономического развития республики и повышения качества жизни ее жителей?Где внятная программа?
      Единственную гадость, которую им разрешили внедрить-это повсеместное изучение коми языка в школах.
      А дальше можно петь и плясать в ХМАО и Венгрии.Кстати, нигде не было широкой информации о том как кучка коми и кор-иудей погуляли за гос.счет.
      • Земляк
        20 нояб. 2012 г., 14:00:26
        Ответить
        Раньше сами коми были у руководства (Морозов,н-р)и республика развивалась. В начале 90-х участники коми движения активно участвовали в законодательном процессе. Постепенно (может,из-за боязни усиления этого влияния) руководство республики поменяло свое отношение. Особенно, после прихода нового куратора нац.политики. Само движение не подготовило достойной замены,самоуспокоилось.Активных стали отодвигать на задворки.Кадровая политика резко поменялась. Главное-преданность начальнику и умение "делать бабки".
        • Любопытно - земляку
          20 нояб. 2012 г., 22:57:13
          Ответить
          А как же торлопан???
          8 лет рулил республикой и что?
          • Ну вот
            21 нояб. 2012 г., 10:38:40
            Ответить
            и ответить нацику нечего
            ....
          • Любопытному
            22 нояб. 2012 г., 21:16:59
            Ответить
            В том-то и беда:вроде Торлопов В.А. был Главой РК, а фактически рулили другие- Зарубин,Левицкий,Орда,Чернов.
  • изя
    20 нояб. 2012 г., 11:34:53
    Ответить
    все старо как этот мир - разделяй и влавствуй
    • ВС
      20 нояб. 2012 г., 12:02:31
      Ответить
      Пост тенденциозен. Автор подыгрывает Скоробогатовой, создавая якобы истину в последней инстанции, что Марков слабеет, а Скоробогатова усиливается. Это явное передергивание. С чего это Скоробогатова усиливается? Кем она была? Чиновничью карьеру начигнала гораздо раньше Маркова, была замглавы РК, уходила в оппозицию.
      А нац.движение никакой конкретной роли, кроме заявлений в бытность замглавы, что коми язык не нужен.
      Кто станет спикером, решат в высших кабинетах.
      • .
        20 нояб. 2012 г., 12:04:04
        Ответить
        Скоробогатова начинала в комсомоле, когда Марков преподавал в вузе.
  • Алексей
    20 нояб. 2012 г., 12:31:54
    Ответить
    Про Скоробогатову
    Согласен с Леоном. Шучалина опять выполняет заказ ЖД и треплется о Маркове и Скоробогатовой. Что тут говорить, все и так ясно. Вытягивает Ковзеля на пост спикера парламента. Смешно, но все происходит молчком, словно воды в рот набрали. Молчит и наш лидер Марков, боится за свое теплое место.Вот такие они, лидеры коми движения.Стыдно за них...
  • Алексей
    20 нояб. 2012 г., 12:31:56
    Ответить
    Про Скоробогатову
    Согласен с Леоном. Шучалина опять выполняет заказ ЖД и треплется о Маркове и Скоробогатовой. Что тут говорить, все и так ясно. Вытягивает Ковзеля на пост спикера парламента. Смешно, но все происходит молчком, словно воды в рот набрали. Молчит и наш лидер Марков, боится за свое теплое место.Вот такие они, лидеры коми движения.Стыдно за них...
  • молодые коми
    20 нояб. 2012 г., 12:54:23
    Ответить
    большинство отошли от Коми войтыр, т.к. кроме песен-плясок практически ничего. Одни разговоры, причем один и те же из года в год. Слишком праздничный у нас Коми войтыр, живет в своем песенно-концертном мире, нет практической направленности. В районах рабочих соркащают, правительство не знает, Коми войтыр молчит, в Ижме мост убирают, народ митингует - Коми войтыр молчит... И примеров полно. Нет своей позиции по насущным острым вопросам. Нет смелого лидера. Ясно, что нужны перемены
  • ghjcnj
    20 нояб. 2012 г., 13:41:18
    Ответить
    Наверняка всё – и выдвижение Скоробогатовой, и её поддержка национальным движением – срежиссировано. Цель поддержки заведомо непроходного кандидата – унизить коми движение. Очень жаль, что в такое унижение включились (с чьей-то подсказки?) сами коми. Очень жаль...
    • то-то
      20 нояб. 2012 г., 14:41:33
      Ответить
      и ещё
      Унизили эти русские коми народ до ниже плинтуса. Дальше некуда. Захватили эти русы одну шестую часть суши и мычат громче всех. А вообще-то, чья бы корова ни мычала, а их бы молчала. Россия это ведь не только русские. В Росии много народов. но эти приезжие всем народам рты затыкают. Точно Россия, как и СССР- империя при таком раскладе да при таких правителях распадётся. Всё делят и делят тёплые места.
      • а
        20 нояб. 2012 г., 16:15:08
        Ответить
        чего это ты
        по русски пишешь?
      • Коми нацику
        20 нояб. 2012 г., 20:58:56
        Ответить
        бальзам для твоего измученного сердца
        http://www.youtube.com/watch?v=7_XNlvjE5co&feature=player_embedded
        • Советуем всем коми националистам
          20 нояб. 2012 г., 21:00:55
          Ответить
          отягащённым ненавистью ко всем русским, посмотреть этот сюжет
          Там есть что законспектировать...
      • Уж не Чупров ли ???
        20 нояб. 2012 г., 22:59:49
        Ответить
        то-то????
      • Мамонт
        20 нояб. 2012 г., 23:13:06
        Ответить
        Да гнать их всех надо. Новые люди должны придти к власти. Эти мухоморы по кругу ходят уже по 25 лет с должности на должность. Вкусно лопают, сладко спят и начихать им на народ. А посланцу ТО-ТО рекомендую башкой думать, прежде чем писать в таком ключе...Это галимая статья за разжигание межнациональной розни
  • Ню
    20 нояб. 2012 г., 15:31:40
    Ответить
    Не учли главного.Республика получает огромные инвестиции в рамках проектов, грантов,программ, связанных с проблемой "малых народов". Получается Коми народ нужен лишь тогда, или вспоминают о том, что здесь живут малые народы, когда нужны РЕСПУБЛИКЕ деньги!? Получили.,..., а дальше по принципу "нам это не интересно" или "инвестиции надо вкладывать в человеческий капитал, а не в аборигенов". И сколько будем терпеть?
  • Змея
    20 нояб. 2012 г., 23:29:06
    Ответить
    Скоробогатовой следует выставить свою кандидатуру на пост главы республики
    Волевая грамотная женщина.патриотка своей республики.А Дашка цыц!Тебя коммунисты выгнали за бесполезность, беспринципность.провокаторство и холуйство.Чтоб критиковать людей старшего возраста надо сначала хотя бы дорасти до их уровня.