12:55, 18.11.2012 / КУЛЬТУРА

Гостям «музыкальных суббот» рассказали о самом совершенном инструменте (видео)

В центре культурных инициатив «Югор» прошла последняя в этом году лекция в рамках проекта «Музыкальные истории». В субботу вечером тайнами человеческого голоса с любителями классической музыки поделилась Ольга Сосновская.

ANT_0045.jpg

Фото Николая Антоновского

Вначале ведущая вечера – музыковед Ольга Мойсеевич – рассказала об истории оперы. Так, в 16 веке появился жанр музыкальной драмы, но ему была свойственна, скорее, речитативность, а не вокал. Одним из самых популярных представляемых сюжетов был древнегреческий миф об Орфее. Примечательно, что музыкальные драмы называли в честь возлюбленной Орфея – Эвридики, а вот первое полноценное произведение нового жанра – оперы - носило название «Орфей» и увидело свет в самом начале 17 столетия. Автором этой оперы и вообще первым композитором, работавшим в новом жанре, стал итальянец Клаудио Монтеверди.

ANT_0020.jpg

Вслед за итальянской оперной школой стали появляться французская, немецкая – каждая со своими характерными чертами и методиками. Гораздо позже, только в 19 веке, появилась русская опера, с особенными русскими интонациями, непривычными европейскому уху, однако очень быстро полюбившимися и за пределами России.

- Голос – самый совершенный инструмент, способный выражать разные чувства, – начала свое выступление заслуженная артистка России, народная артистка Коми Ольга Сосновская.

ANT_0027.jpg

В подтверждение своих слов она исполнила арию Снегурочки из одноименной оперы Римского-Корсакова под аккомпанемент пианистки Ребекки Магомедовой.

- Чтобы чего-то добиться, надо иметь очень хорошую «природу», хорошее здоровье и задатки, которые сможет раскрыть педагог, - рассказала народная артистка республики.

ANT_0018.jpg

Работу оперного певца по своей трудозатратности она сравнила с работой спортсмена на результат. Тренироваться, репетировать им нужно постоянно, без длительных перерывов, поэтому учиться академическому вокалу и совершенствовать свой голос можно всю жизнь.

ANT_0069.jpg

Поджидает вокалиста еще и ряд запретов, в том числе гастрономических. Для того чтобы связки всегда были готовы к работе, следует забыть об орехах, семечках, мороженом, винограде, исключить из меню рыбу, которая всегда «просит воды», а много жидкости губительно для любого музыкального инструмента. Беречь его надо и от непогоды – не разговаривать на морозе зимой. Особенно тщательно приходится блюсти все запреты «высоким» голосам - сопрано и тенорам, в партиях которых много технически сложных элементов. А вот басы – наоборот, чтобы взять низкую ноту, порой держат ноги в тазу со льдом.

ANT_0060.jpg

Также, чтобы звук был объемным, «полетным», важна работа резонаторов – головного и брюшного. Ольга Сосновская пошутила, что у солистов оперы должна быть «пустая голова», и призналась, что сама перед концертом обычно ничего серьезного не читает, «чтобы не забивать себе мозги и не утяжелять звук». Резонаторами являются и челюсти с губами, именно поэтому жители африканского континента по своей природе обладают мощными голосами.

Правильное дыхание в оперном вокале – это еще одна отдельная наука. Дышать надо глубоко – «животом», а не «грудью». Тут же премудрости дыхания, «атаку звука», место зарождения звука продемонстрировали наглядно – на ученице гимназии искусств Ольге Пестряковой, которой Сосновская пророчит большую сцену и прогнозирует меццо-сопрано или драматическое сопрано. После упражнений девушка исполнила «Лесную песнь» Грига.

ANT_0076.jpg

В завершение вечера гостей музыкальной субботы познакомили с основными мужскими и женскими певческими голосами. А артист хора ансамбля «Асья кыа», тенор Игорь Маткаримов спел романс Глинки «Я помню чудное мгновенье...»

991

Комментарии (12)

Добавить комментарий
  • первый
    18 нояб. 2012 г., 13:50:41
    Ответить
    у солистов оперы должна быть «пустая голова»
    так оно есть на самом деле
  • второй
    18 нояб. 2012 г., 15:05:03
    Ответить
    великая певица всех времен и народов
  • ролж
    18 нояб. 2012 г., 15:19:58
    Ответить
    Вслед за итальянской оперной школой стали появляться французская, немецкая – каждая со своими характерными чертами и методиками. Это чего? Может все-таки не МЕТОДИКАМИ?
  • sing for me!
    18 нояб. 2012 г., 20:07:20
    Ответить
    А ещё существует рок-вокал, а также гроулинг... пой - не хочу...
  • родительница
    18 нояб. 2012 г., 22:00:57
    Ответить
    в гневе
    Итог тайны человеческого голоса на конкурсе Сосновской - в Коми нет вокальной школы (все призы ушли за пределы Коми!). Как бы не тужились и не рассуждали о тайнах человеческого голоса ( с пустой головой или голодным желудком) - факт есть факт! И нечего лыбиться Ревунихе из гимназии памяти музыки - нет там талантов! В селах и в других городах поют, а в гимназии искусств только побором денег с родителей занимаются. Хорошо, что детей своих вовремя забрала - теперь занимаются у настоящих педагогов.
    • Ребекка Магомедова
      18 нояб. 2012 г., 23:27:20
      Ответить
      Ищу настоящего педагога. Может подскажите телефон?
      • культур-мультур
        19 нояб. 2012 г., 0:41:49
        Ответить
        не "подскажите", а подскажете, госпожа пианистка
        • учитель
          24 нояб. 2012 г., 2:03:20
          Ответить
          в теме
          сочуствую обиженным родителям,чье чадо не прошло во второй тур конкурса. желаю здоровья и успехов в нелегком творческом пути!!
  • Алекс
    19 нояб. 2012 г., 21:15:38
    Ответить
    Голос
    А чё такие злые комментаторы?
    Всем недовольны, всё плохо.
    Так сделайте что-нибудь лучше, покажите как надо!
    • Хулио Ган
      20 нояб. 2012 г., 12:22:38
      Ответить
      Так сделайте что-нибудь лучше, покажите как надо!
      Поздравляю, Алекс! Вы дали самый глупый совет из всех возможных.
  • Михаил Львович Герцман
    21 нояб. 2012 г., 10:31:03
    Ответить
    Это была одна из лучших музыкальных историй в цикле, который не первый год ведёт О. Мойсеевич, где Ольга Сосновская вновь подтвердила свою репутацию превосходной певицы. Мало того, она оказалась и прекрасной рассказчицей! Весьма интересным был и её краткий мастер-класс с чудо-ребёнком Олей Пестряковой. В те моменты, когда у девочки получалось правильно, грамотно пропеть ноту,ее глаза вспыхивали радостью.Тема человеческого голоса и его тайн столь необъятна, что только её одной хватило бы на весь сезон, да ещё и не один. Хочу надеяться, что эта тема получит продолжение и развитие и в других "музыкальных историях" О. Мойсеевич.
  • Ольга
    22 нояб. 2012 г., 2:06:26
    Ответить
    Спасибо, Михаил Львович. На самом деле и эта тема, и темы предыдущих "Музыкальных суббот" настолько интересны и бесконечны в своей глубине, что очень хотелось бы расширить их в 2013 году. Если нас вновь поддержат на комиссии по распределению грантов, то мы обещаем (как пионеры - торжественно)познакомить зрителей с многими секретами музыкального искусства в целом, исполнительства в частности и т.д. и т.п. Сделаем всё, что в наших силах. Думаю, сыктывкарцам понравится. Приходите! А ближайшая "Музыкальная история" о Шумане и его вокальной и фортепианной музыке 15 декабря в 17:00 в филармонии. До встречи!