Гостям «музыкальных суббот» рассказали о самом совершенном инструменте (видео)
В центре культурных инициатив «Югор» прошла последняя в этом году лекция в рамках проекта «Музыкальные истории». В субботу вечером тайнами человеческого голоса с любителями классической музыки поделилась Ольга Сосновская.
Фото Николая Антоновского
Вначале ведущая вечера – музыковед Ольга Мойсеевич – рассказала об истории оперы. Так, в 16 веке появился жанр музыкальной драмы, но ему была свойственна, скорее, речитативность, а не вокал. Одним из самых популярных представляемых сюжетов был древнегреческий миф об Орфее. Примечательно, что музыкальные драмы называли в честь возлюбленной Орфея – Эвридики, а вот первое полноценное произведение нового жанра – оперы - носило название «Орфей» и увидело свет в самом начале 17 столетия. Автором этой оперы и вообще первым композитором, работавшим в новом жанре, стал итальянец Клаудио Монтеверди.
Вслед за итальянской оперной школой стали появляться французская, немецкая – каждая со своими характерными чертами и методиками. Гораздо позже, только в 19 веке, появилась русская опера, с особенными русскими интонациями, непривычными европейскому уху, однако очень быстро полюбившимися и за пределами России.
- Голос – самый совершенный инструмент, способный выражать разные чувства, – начала свое выступление заслуженная артистка России, народная артистка Коми Ольга Сосновская.
В подтверждение своих слов она исполнила арию Снегурочки из одноименной оперы Римского-Корсакова под аккомпанемент пианистки Ребекки Магомедовой.
- Чтобы чего-то добиться, надо иметь очень хорошую «природу», хорошее здоровье и задатки, которые сможет раскрыть педагог, - рассказала народная артистка республики.
Работу оперного певца по своей трудозатратности она сравнила с работой спортсмена на результат. Тренироваться, репетировать им нужно постоянно, без длительных перерывов, поэтому учиться академическому вокалу и совершенствовать свой голос можно всю жизнь.
Поджидает вокалиста еще и ряд запретов, в том числе гастрономических. Для того чтобы связки всегда были готовы к работе, следует забыть об орехах, семечках, мороженом, винограде, исключить из меню рыбу, которая всегда «просит воды», а много жидкости губительно для любого музыкального инструмента. Беречь его надо и от непогоды – не разговаривать на морозе зимой. Особенно тщательно приходится блюсти все запреты «высоким» голосам - сопрано и тенорам, в партиях которых много технически сложных элементов. А вот басы – наоборот, чтобы взять низкую ноту, порой держат ноги в тазу со льдом.
Также, чтобы звук был объемным, «полетным», важна работа резонаторов – головного и брюшного. Ольга Сосновская пошутила, что у солистов оперы должна быть «пустая голова», и призналась, что сама перед концертом обычно ничего серьезного не читает, «чтобы не забивать себе мозги и не утяжелять звук». Резонаторами являются и челюсти с губами, именно поэтому жители африканского континента по своей природе обладают мощными голосами.
Правильное дыхание в оперном вокале – это еще одна отдельная наука. Дышать надо глубоко – «животом», а не «грудью». Тут же премудрости дыхания, «атаку звука», место зарождения звука продемонстрировали наглядно – на ученице гимназии искусств Ольге Пестряковой, которой Сосновская пророчит большую сцену и прогнозирует меццо-сопрано или драматическое сопрано. После упражнений девушка исполнила «Лесную песнь» Грига.
В завершение вечера гостей музыкальной субботы познакомили с основными мужскими и женскими певческими голосами. А артист хора ансамбля «Асья кыа», тенор Игорь Маткаримов спел романс Глинки «Я помню чудное мгновенье...»
Комментарии (12)
Всем недовольны, всё плохо.
Так сделайте что-нибудь лучше, покажите как надо!