Коммунисты пытаются отыграть потерянный суд по декабрьским выборам
Сотрудники участковых избирательных комиссий пояснили на прошедшем в понедельник заседании городского суда Сыктывкара, почему на декабрьских выборах в Государственную Думу данные по протоколам, полученным на участках наблюдателями от КПРФ, отличались от итоговых результатов голосования, внесенных в ГАС «Выборы». По их словам, коммунисты каким-то образом получили «черновики» и «учебные» версии протоколов, которые председатели УИКов составляли в день выборов, 4 декабря, исключительно в тренировочных целях. Напомним, судебный процесс инициирован первым секретарем рескома КПРФ, депутатом Государственного Совета Коми Вячеславом Шулеповым, требующим отменить результаты голосования в Госдуму в общей сложности по восьми сыктывкарским избирательным участкам.
Как уже сообщали БНКоми, ранее Вячеслав Шулепов и его представитель Юрий Князев по непонятным причинам не смогли представить суду надлежащим образом заверенные копии протоколов по шести участкам. В понедельник суд заслушал показания около десятка свидетелей, которые в основном касались голосования еще на двух участках - №15 и №31.
Первым выступил член республиканской Избирательной комиссии с правом решающего голоса Виктор Чупеев, который заявил, что, по его субьективному мнению, в пользу «Единой России» было приписано около 5 тысяч голосов. По его словам, такое впечатление у него сложилось после сравнения копий протоколов, привезенных наблюдателями, с официальными результатами, появившимися на сайте Центризбиркома.
Сотрудник Территориальной избирательной комиссии (ТИК) Сыктывкара Леонид Перемотин (в рескоме КПРФ он возглавляет контрольно-ревизионную комиссию) рассказал, что в день голосования наблюдал в ТИКе за сводной таблицей, изучал протоколы из участков и обратил внимание на то, что на большинстве избирательных пунктов у коммунистов было, по его выражению, «отобрано» от 5 и более голосов. Коммунист еще в декабре выразил по итогам голосования свое особое мнение, подкрепив его копиями протоколов, снятыми, в свою очередь, в помещении рескома с копий, полученных наблюдателями от партии. Исходники же, по его словам, оставались в штабе КПРФ.
Показания Леонида Перемотина вызвали возмущение у председателя ТИКа Всеволода Хорунжего.
- Если вы видели расхождения с теми данными, которые вносились в увеличенную форму сводной таблицы, почему же мы от вас тогда ничего не слышали? От вас не было ни устных, ни письменных жалоб! – с упреком всплеснул руками глава ТИКа.
- Ну, я как бы вам говорил об этом... - замялся Перемотин.
- Да бог с вами, ничего вы не говорили! – отмахнулся от него Всеволод Хорунжий. – Никаких претензий к территориальной комиссии не высказывалось!
Глава городского избиркома поинтересовался у Леонида Перемотина, получал ли тот лично копии протоколов от председателей участковых комиссий, и услышал отрицательный ответ.
- Если, как вы говорите, копии, полученные наблюдателями, могут находиться в вашем партийном штабе, то заявитель Шулепов имеет доступ к этим документам? – спросил у свидетеля Всеволод Хорунжий.
- Безусловно, - ответил соратник Вячеслава Шулепова.
Находившаяся в день выборов в ТИКе наблюдатель от КПРФ Валентина Матвеева сообщила, что ей по телефону сообщали результаты голосования из участковых комиссий, и, по ее оценке, в итоге расхождения на каждом из примерно 12 участков составили от 5 до более голосов – не в пользу коммунистов.
Очередь дошла до заместителя директора школы № 36 Ивана Панюкова, работавшего 4 декабря председателем участковой избирательной комиссии №31. Судья предложила ему посмотреть протокол голосования, представленный коммунистами.
- Подпись вроде моя, а цифры там не соответствуют действительности. Они взяты с потолка, это не результаты выборов. Дело в том, что я был председателем комиссии в первый раз, и секретарь меня вечером натаскивала как школьника, чтобы в итоге все было оформлено правильно. Это черновик, - заявил Иван Панюков.
Замдиректора не смог пояснить, каким образом эта бумага попала заявителям, поскольку никому не выдавалась.
- А зачем надо было на черновике печать ставить? – спросил Юрий Князев.
- Ну, протокол - это же серьезный документ! Мы отрабатывали всю последовательность, - пояснил Иван Панюков.
- Раз вы всю последовательность отрабатывали, почему тогда некоторые графы не заполнены, нет номера экземпляра? – допытывался представитель истца.
- Сам удивляюсь, - развел руками Иван Панюков.
Секретарь этой комиссии Татьяна Перминова подтвердила показания своего шефа, сообщив, что тренировались с протоколом они после 6 вечера, когда народу на участке было уже поменьше. Некоторые цифровые совпадения с официальными итоговыми данными – например, по количеству открепительных удостоверений, - она назвала случайными, поскольку «все цифры брались от себя».
- Некоторые графы остались пустыми, поскольку нам они были не нужны. Я вложила этот черновик в особую папку, наверное, кто-то случайно его оттуда достал, - предположила секретарь.
Аналогичные показания дала и председатель УИК №15 Татьяна Ершова, которая назвала протокол с этого участка, представленный коммунистами, тоже «черновым» и «учебным»:
- Мы его составили около 19.00. Просто чтобы набить руку, у нас комиссия молодая, и все цифры мы ставили «от фонаря». Понятия не имею, как он сюда попал.
Председатели обеих участковых комиссий заявили суду, что реальные итоги голосования содержатся в протоколах, представленных в ТИК.
Сотрудницы ТИКа Оксана Витязева и Татьяна Печорина, как системные администраторы вносившие результаты в ГАС «Выборы», сообщили, что никаких сбоев в работе техники не было, различавшихся между собой данных с одного и того же участка им не поступало, и все проходило абсолютно нормально.
Напоследок выступил еще один наблюдатель от КПРФ Николай Тарабукин, присутствовавший на участке №76 в школе №3. Он также заявил, что в полученной им копии протокола было больше голосов, отданных за КПРФ, чем оказалось в официальных данных, вывешенных на сайте Центризбиркома.
Впрочем, заверенной копии протокола с этого участка Юрий Князев представить как водится не смог. По его версии, недостающие копии из нескольких УИКов могли быть по ошибке направлены в райкомы партии либо же они вообще находятся в ТИКе, куда их передал Леонид Перемотин.
Заседание суда продолжится во вторник: по ходатайству представителя Вячеслава Шулепова судья распорядилась вызвать для дачи показаний еще одну группу свидетелей.
Комментарии (13)