Епископ Сыктывкарский и Воркутинский Питирим: «Прокуратура требует убрать с прилавков «Евангелие», так как там есть слово «жид»
Епископ Сыктывкарский и Воркутинский Питирим рассказал на "Вопросе с пристрастием", почему он против строительства в столице мечети, за что он любит Одноклассники.ру и какие фильмы показались ему русофобскими.
Владыка на "Вопросе с пристрастием". Фото Юрия Кабанцева
- Планы по строительству часовни на Стефановской площади вызывают неоднозначную реакцию в обществе. Многие люди пожилого возраста против этой идеи. Что ответите оппонентам?
- Мы должны смотреть не на то, что некоторые люди против, а учитывать факт восстановления исторической справедливости. Именно то, что веками сохранялось в России, как раз стабилизирует и создает спокойствие в обществе. А когда заносится чужеродное, особенно западная культура, это чревато той лисичкой, которая на саночки примостилась, а потом хозяина и вытеснила. Такая беда уже в Европе, кстати, наблюдается.
- К нам эта «лисичка» тоже пришла?
- Я говорю о том, что у нас хотят строить исламские доминирующие здания. Мы относимся уважительно к этой религии, но против такой архитектуры.
- Вернемся к главной площади республики. Вы пытаетесь восстановить историческую справедливость: вернуть Сыктывкару Стефановский собор, некогда стоявший там. Значит, часовней ваши планы не ограничиваются?
- Действительно, ставится вопрос о восстановлении Троицкого зимнего Храма. Ведь наш Стефановский собор – это перенесенный с площади только предел Стефану Пермскому. И собор – летний. По указу святейшего Патриарха Алексия Второго он числится у нас летним. Зимой мы переходим в Прокопьевский предел, полуподвальный храм. Поэтому после мемориальной часовни было бы логично проектировать и Троицкий зимний собор. Я думаю, он никак не будет мешать архитектуре площади и тем более Ленину. Причем сейчас, знаете, есть много предложений, например, создать лениниаду где-нибудь в конце города, собрать все эти памятники для тех, кто их любит, так сказать.
- Но это в конце города, не на площади. Снова будут против…
- Нам Ленин не мешает, даже если он останется.
- А на какие деньги думаете строить Троицкий храм?
- Пока проектироваться собор будет за жертвенный труд православных архитекторов. Кстати, у нас Павел Павлович Резников многие храмы жертвенно проектировал. Многие работы по Стефановскому собору проектировались бесплатно, а на строительство деньги собирали по всей республике при помощи сначала Юрия Алексеевича Спиридонова, а потом Владимира Александровича Торлопова.
- С новым губернатором Вячеславом Гайзером как будете выстраивать отношения?
- Я этого человека знаю с положительной стороны. Вячеслав Михайлович – православный человек, корни у него самые разные, что мне очень нравится. Есть и коми в роду, что тоже будет способствовать успеху. Я планирую с ним встретиться в ближайшее время, у меня уже есть предварительная договоренность. Так что продолжим тот договор, который был при прежних руководителях республики.
- В Сыктывкаре планируют строительство мечети. Вы что об этом думаете?
- Я думаю, что мы должны брать пример в этом случае с Запада. В других случаях с Запада не надо брать пример. Сами представители этой религии в Турции православные храмы позволяют строить только ниже мечетей, на метр ниже уровня земли, на иконостасах вместо золотого цвета черная краска. В нашем случае мечети нельзя давать доминирующей высоты. Иначе получится дискриминация православных.
- Я так понимаю, вы не против мечети или синагоги, если только она будет маленькая и где-нибудь подальше?
- Все должно быть в разумных размерах. И еще, сейчас говорят, что минареты не будут включать, но кто же их потом запретит? Если колокола звучат, значит, равноправие. Поэтому нужно думать, как не оскорбить чувства православных верующих – основного населения. В том числе бывших мусульман, которые приняли православие. Нужно защитить и их интересы, чтобы не было кровопролития по отношению к этим людям.
- Череда убийств священнослужителей, которая прокатилась по России, как на это реагировать и как бороться?
- За 20 лет убили 40 священников, согласно статистике газеты «Русский вестник». Это ставит нас в позицию противостояния такому терроризму, злу. Нужно просто не бояться и говорить правду. Нужно занять позицию православной активности, и все будет хорошо.
- За это тоже могут наказать…
- Знаете, межрелигиозная рознь была во все столетия: и в первом веке при императоре Нероне, и во втором при Трояне. Политика равности религий, никогда ее не будет. Также как равенство полов. Ну, от природы же мужчина сильнее. Поэтому если мы будем играть в равенство, то получится, что уничтожится коренная религия и коренное население. Этого допустить нельзя. Религию нужно охранять как генетический код России.
- Сегодня полгорода обклеены приглашениями на встречи с западными проповедниками. Вы знаете, что там происходит?
- Уже недавно один Майкл Гуру или Идол умер, а другие Майклы приезжают. Здесь их встречает община неопятидесятников, которые, молясь, царапают стены и ворочаются на полу. Съемки с подобных сборищ нам предоставляют. Ну, какое там общение? Общение тоталитарного характера, зомбирование людей. Эти проповедники играют на психологии нашего обывателя, которому все заграничное подавай. Давным-давно нужно ценить свое, родное. А люди все верят, что приедет какой-то Майкл и им поможет. А между тем, два человека из руководства местных пятидесятников, я знаю, в прошлом были осуждены за педофилию.
- Недавно в публикациях епархиальной газеты прокуратура рассмотрела признаки экстремизма. Вы согласны с этими обвинениями?
- Категорически не согласен. Некоторые суды мы выиграли, некоторые проиграли, но у нас не было возможности судиться. Иногда легче заплатить пару тысяч рублей штрафа, но не посылать людей в суды. А предписания прокуратуры иной раз совершенно несправедливые и даже казусные. Например, убрать антисемитскую литературу с прилавков Коми, и такой книгой признано Евангелие, в которой есть слово «жид» и так далее. Или святоотеческие предания Иоанна Кронштадского, Иоанна Златоуста сегодня тоже порицанию подлежат. Мы стеной встанем, на смерть пойдем, но Священное предание не отвергнем. И смешно же, что по таким предписаниям суды устраивают над нами. Так что мы не согласны. Или тогда пусть убирают Кораны и Талмуды.
- Теперь несколько вопросов от посетителей сайта БНКоми: сколько прихожан в Коми?
- 15-20 процентов, но к православию имеют отношение 80-90 процентов жителей Коми.
- Сколько церквей, монастырей и часовен в Коми?
- 111 храмов и часовен, это уже выше нормы моей мечты. Когда я 14 лет назад стал Епископом, то думал, доживу ли до тех времен, когда будет 100 храмов. А если считать с молитвенным комнатами, то в республике 350 православных общин.
- Есть ли в Коми святые места?
- Очень много: у нас три мужских монастыря и четыре женских. Всегда эти монастыри являются святыми местами. В Ыбе Сыктывдинского района – святые источники, в Ульяновском монастыре очень любят за богослужениями стоять прихожане, а скоропослушницы едут в город Печору, где чудотворная икона.
- Заходите ли вы в интернет? Если да, то какие сайты посещаете?
- Редко, но захожу на такие сайты, как Патриархия.ру, мой сайт Владыка.ру. Потом Одноклассники.ру и «Жди меня», где я могу поинтересоваться нормальной жизнью, а не ходить по грязным улицам интернета. Такого рода интернет для меня полезен, я считаю. Как и техника. Сама по себе техника отрицательно на человека не влияет. На него влияет бесоодержимость, а нечистая сила не нуждается в интернете, телевизоре и радио.
- Еще читателей интересует, часто ли вы смотрите телевизор и видели ли фильмы Павла Лунгина «Остров» и «Царь»?
- Не очень часто смотрю телевизор, потому что много разъезжаю по городу и по республике. А когда бываю дома, то хочется почитать любимые книги – богословские труды. А фильмы Лунгина в православной общественности вызывают двоякое мнение. Вот фильм «Остров», на мой взгляд, делали те, кто не знает о монастырской жизни. А «Царь» и «Чудо» - они просто кощунственны, абсолютно русофобные фильмы, где показаны грязные зачуханные русские люди, а на самом деле такого нет.
- Ваших прихожан можно назвать вашими друзьями?
- Конечно, можно. Сестры меня братом называют, мама сыночком называла, и я люблю, когда и другом называют. Ко мне часто приезжает мой друг, кстати говоря, еврей, и он прямо говорит: «Это мой друг, владыка Питирим». И слава Богу!
Комментарии (228)
Я, например, спрашивал
13.01.2010 (13:17)
Возможно ли межконфессиональное сотрудничество в сфере социального служения в Республике КомИ?!
Или это не есть важно?
-Т.Волочков, прошу представить письменное доказательство этого "требования прокуратуры".
Жаль, что ни одна из 20 имеющихся в распоряжении Питирима архииерейских палок здравого смысла ему не дает...
-Нехилый такой "предельчик". На полноценный Троицкий собор нынешней Стефановской площади, пожалуй, и не хватит?
-Лисичка, которая "на саночки примостилась",насколько я помню эту русскую сказку, не "хозяина вытеснила", а улов хозяина сбросила с воза, а потом скушала. Питирим не хочет отдавать свою "пастырский улов"
инославным "ловцам душ"? ЗДЕСЬ Я ВСЮ ПРИБЫЛЬ БЕРУ - и духовную и материальную! Знайте вашего ВЛАДЫКУ!
В русской народной сказке лиса (хитрое, наглое и хамоватое животное) сбрасывает улов крестьянина (честного труженика), а потом съедает сброшенную рыбу.
В "Мир животных" (т.е. в действительности) лисица занимает барсучью нору. Барсук в принципе может и выгнать лисицу, но он предпочитает либо отделить свою часть норы от лисьей, либо рыть новую. Причина в этом одна - барсук крайне чистоплотное животное, а лисица этим как раз и не славится. Поэтому барсук никогда не занимает нору или часть норы, облюбованную лисицей.
-Еще не встречался, но уже уверен в продолжении некого "договора"...
А полгода назад как поливал в своих "Епархиальных вестях" Торлопова, мол "мало бабла дает на возрождение духовных основ и т.п....", какие билборды на Стефановском храме вывешивал, мол "кто не даст, тот в геенну огненную прямой дорогой пойдет"...
"вот и вся разница - он епископ, а ты срун в каментах".
-Че ж ты, ононим, Владыку то так опустил - всего одну разницу нашел, мозг то включай ночью.
-Это как понять-мысленно представить: "на метр ниже уровня земли?!"
-Это кто такие?
-Т.Волочков, пожалуйте фамилии энтих "волков в овечьей шкуре" в студию.
А я, в обратку, фамилии пары православных руководителей, замеченных в порочных связях, выложу.
По рукам? Или вы меня все еще "не знаете, никогда не видели" и соответственно "на диалог идти не можете?"
- Категорически не согласен. Некоторые суды мы выиграли, некоторые проиграли, но у нас не было возможности судиться. Иногда легче заплатить пару тысяч рублей штрафа, но не посылать людей в суды."
-Ну хоть в чем то не врите, т. Волочков! НЕ БЫЛО НИКАКИХ СУДОВ! Вас спросили о предостережении, выданном прокуратурой Вашему холую -лизоблюду политически православному главреду "Епарх Ведомостей" Денису САСИНУ, чтобы прекратил систематическое "разжигание" всякой розни нехорошей в вашем черносотенном боевом листке!
- НЕ ВЕРЮ! Как сказал бы Станиславский...Ой, он ведь, говорят, жид!
-Это как понять - "имеют отношение"?
Слышали, что есть такая церковь, что ли?
- 111 храмов и часовен, это уже выше нормы моей мечты."
-Прекращать безудержное и неоправданное строительство ритуальных объектов пора?
- Очень много...в Ульяновском монастыре очень любят за богослужениями стоять прихожане..."
-Впервые узнал такой критерий "святого места".
То есть в 115 - 7=106 церквях прихожане не "любят за богослужениями стоять"?! А зачем тогда понастроили?
Но что лично меня тревожит в РПЦ, так это язык.
Как бы ни стремился человек, впервые переступивший порог храма, понять то, о чем говорит священник - это ему не удастся, пока ПОСЛЕ службы батюшка не обратится к пастве. Вот тогда, после службы, он говорит с прихожанами на современном русском языке.
В католическом храме за рубежом, немного зная немецкий немецкий, понимаю все. А в родном, православном - не понимаю! Потому-то Майклы и пр. популярны: они внятно вещают.
Характерно еще и другое: никто даже не полюбопытствует, о чем же здесь все-таки речь. А ведь для этого достаточно пpocтo взять русский текст Нового Завета и прочесть Послание к Евреям святого апостола Павла, вторую главу, стихи 12-18».
Из книги «Побелевшие нивы» священника Александра Борисова (стр. 123.
Да не нужна клавиатура. Надо просто печатать - и всё.
- Редко, но захожу на... мой сайт Владыка.ру."
http://vladyka.ru/
XXX SEX GIRLS DEVOCHKI VIDEO
http://vladika.ru/
сайт про подделке под хрусталь Сваровски
-вот это ПОЛЕЗНО?! Для "духовного" подъема?!
http://vladyka.ru/
XXX SEX GIRLS DEVOCHKI VIDEO
http://vladika.ru/
сайт про подделке под хрусталь Сваровски
-Может я с ума сошел?
Ущипнул себя - больно!
-А, поэтому истинным православным можно не смотреть эту технику? Они в ней "не нуждаются"?
-А Вас, еклмн, попрошу без призывов экстремистких тут!
кончил в 6.43.
Где "несколько ночей"?
Не пытайтесь представить себя глупее, чем Вы есть...
В этом Не берите пример с Питирима..
Подскажите лучше тему пикета.
В 90-х от свободы народ аж переклинило.
Что и говорить, нужно воспринимать православие как часть русской культуры, оно существовало и до красных, веками, пережило и их.
"тот строй был обречен" - а теперь при массовом воровстве нас ждет светлое будущее? Основная идея сейчас: заработал (украл, получил на халяву) кучу денег - молодец, если нет - неудачник, сдохни. И церковь ничего не делает, чтобы что-либо исправить, особенно "верхи", они заняты, у них бизнес-процесс - бюджет "конторы" (РПЦ) утвердить, расходы порезать (кроме содержания аппарата управления), с государства что-нибудь вытрясти... И все это сочетается с истовым выполнением обрядов - службы, молитвы, посты, церковные праздники. Никого ведь не удивляет вид "братков" в церкви, у людей тоже грехи. И человек ворующий много обычно самый лучший прихожанин – и денег на храм даст, и постоянно его посещать будет, жертвовать. То есть нужны будки отпущения грехов – зашел, быстро получил прощение и иди дальше по своим делам, не задерживай следующих клиентов. А в сердце вместо веры – крыса.
Только когда "каменного божка" ставили, никто и не спрашивал вас ребята, а кто смел пукнуть - отправляли на зону.
Не нужно впадать в крайности, и вообще православие - не католицизм, не помню, чтобы православные крестовые походы устраивали.
Согласен с изложенным полностью.
А тот строй был действительно обречен, но в конце концов не от строя все зависит. При любом строе при правильной организации власти возможна нормальная достойная жизнь общества, это показывает международный опыт.
И при том строе была золотая молодежь, и богатые партийные деятели, просто они не кичились этим, как сейчас это делается.
Фактически навязанная кровью красная вера все же не мешала каждому у последней черты вспомнить о Боге, чего уж там говорить. Хотя были и офанателые, ещё бы, их с рождения по каждому красному празднику водили на площадь к изваянию товарища Ленина на поклон.
Какое на хрен может быть уважение ко всему этому?
А в церкви мы ходим молиться не попам и не епископам, это вы понимаете, заметьте разницу, и силком вас туда никто не загоняет.
Я так думаю вера состоит не в том, чтобы ходить в церковь, а в том чтобы жить по совести, что соответствует христианским заповедям.
Так что, если все будем жить по совести, все будет хорошо, но разве это возможно?
С Варшавского вокзала в Питере Ленина под предлогом ремонта сняли, поставили рекламу, никто и не заплакал, даже те, которые по праздникам умудрялись забираться, чтобы цветы к ногам возложить.
И - вот что интересно - реклама стоит(висит?) не на месте монумента, а на месте ... часовни! Она была именно там, куда потом впиндюрили Ильича, в 14-м солдата уезжали на фронт, и около этой часовни, а не находящегося в 150 метрах собора их благословляли! И никто почему-то по часовне не плачет, даже с архитектурно-исторических позиций.
Отстаивая своё неправильное мнение не надо фантазировать.
Варшавский вокзал в 90-е был объединен с Балтийским и имел общую дирекцию, располагавшуюся в здании Балтийского вокзала, это - метров 800-900 по набережной в сторону порта. И вот как раз в сквере перед Балтийским стоял до 1956 года памятник второму божку. Снимали ночью. Бронза - на переплавку.
Так как лучше, жить по совести, или окрестица, и плати индульгенцию церкви за место в раю??????
"а кто смел пукнуть - отправляли на зону" - по Солженицыну историю учили? Поищите данные о количестве заключенных в СССР в соответствуюющий период и в России сегодня. Очень удивитесь. Это только Новодворская с Солженицыным могут писать "миллионы" и не вдаваться в подробности.
"силком вас туда никто не загоняет" - судя по размножающимся храмам и воплям, если их строить где-то не дают, задача загнать все население в эти заведения уже поставлена.
"А тот строй был действительно обречен" - вы, извините, глупый человек.
Заключенных может быть было и меньше "миллионов", о цифрах спорить не буду, но глупо сравнивать те времена и нынешние. Сейчас суды выносят приговоры по особой процедуре дела рассматриваются, есть процедура обжалования, а что тогда? Тройки по перечню толпами без права обжалования отправляли народ в лагеря.
Тебе повезло, что тебя среди них не было, а то не пыжился бы тут.
По поводу строя, ну что тут добавить, красная эпоха завершилась - это исторический факт. Видать остались ярые сторонники, но их мало, они лишь в собственном бессилии стонут на всех углах.
Теперь хотят и Гайзера подключить:"Так что продолжим тот договор, который был при прежних руководителях республики".
Мой вопрос о доходах и налогах остался неозвученным.
Возмущаются и протестуют тут от бессилия и импотенции. Слабые должны умереть в любом случае. Республика будет принадлежать сильному и здоровому народу, то есть мусульманам. Уже ныне живущие увидят первого Главу РК мусульманина.
Аллах Акбар земляки!
ПРАВИЛЬНО ГОВОРИТ БАТЮШКА ВСЁ ЭТО ИСТОРИЯ НАША ЕЁ НУЖНО ОХРАНЯТЬ ЗАЩИЩАТЬ И БОЛЕЕ ТОГО ПРИУМНОЖАТЬ. В ОТЛИЧИИ ОТ МНОГИХ ПОЛИТИКОВ ОН НЕ ИСПОЛЬЗУЕТ СИТУАЦИЮ ДЛЯ ТОГО,ЧТО БЫ ОТОМСТИТЬ КОММУНИСТАМ СНЕСТИ ПАМЯТНИК ЛЕНИНУ. В ОТЛИЧИЕ ОТ РАЗНОГО РОДА ПРОВОКАТОРОВ КОТОРЫЕ ЗДЕСЬ ПЕРВЫМИ ПЫТАЛИСЬ ВЫСТУПАТЬ ОН НЕ ПРИЗЫВАЕТ К ВРАЖДЕ. ОН НЕ ПРОТИВ СТРОИТЕЛЬСТВА ИСЛАМСКОГО ХРАМА, НО В ПРЕДЕЛАХ РАЗУМНОГО И ЭТО ПРАВИЛЬНО. ВЫ ПОПРОБУЙТЕ СЕЙЧАС ХОТЯ БЫ ЗАИКНУТЬСЯ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ ПРАВОСЛАВНОГО ХРАМА В КОСОВО. НАМ ЭТО НУЖНО? ЗЕМЛЯ КОМИ ВСЕГДА НЕСЛА МИР ЛЮДЯМ, ЗДЕСЬ ЖИВУТ РАЗНЫЕ НАЦИОНАЛЬНОСТИ, ТАК ДАВАЙТЕ И ДАЛЬШЕ СОХРАНИМ ВСЁ ХОРОШЕЕ ДЛЯ НАШИХ ДЕТЕЙ. А КЛЕВЕТАТЬ НА БАТЮШКУ,НА ЕГО ДЕЛА ЭТО ГРЕХ. НАМ НЕ ДАНО ТАКОЕ ПРАВО. НАПИСАЛ КАК СЧИТАЮ ПРАВИЛЬНЫМ, ЛИЧНОЕ УБЕЖДЕНИЕ. ОДНО СКАЖУ Я ПРОШЁЛ ВОЙНУ В АФГАНИСТАНЕ И САМОЕ ДОРОГОЕ НА ЗЕМЛЕ ЭТО ДЕТИ И МИР, ХОТЬ КАКОЙ НО МИР.
присосались
единству, взаимопомощи, поддержке - неприложный факт. Поэтому "жиды" и живут на свете 4 тысячи лет, не смотря ни на что. А мы, нередко, сожрать своего ближнего готовы только за то, что он лучше живёт, либо больше знает, а если кто поскользнулся по жизни, так и подтолкнуть не зазорно и последнее забрать, не то что руку протянуть. Так что, думаю, полезней самим становиться лучше.
Казалось бы, что мне-то? Да ничего, пока не начался расчет: услышав названную продавщицей сумму (800 с чем-то рублей), мужчина потянул ей пачку десятирублевых купюр. Продавщица привычным движением положила пачку на весы, после этого пересчитала (не ошиблась, определив сумму на вес: профи!). Тут и мужчина повернулся. Абсолютно седая, обрамляющая благообразное круглое лицо бородка... Не узнали? Ну, кто молится в соборе, тот узнал.
До Рождества оставалось дня два...
И все рассуждения против мечети, это нежелание потерять доходы от деятельности конкурентов.
Нечего попам лезть в гос карман. У нас свецкое гос-во. Церковь отделена от государства.Я против того, чтобы мозги пудрили народу всякими сказочными персонажами.
-Иерарх НЕ ОТВЕТИЛ НА ВОПРОСЫ, при этом изрек очередную порцию благоглупостей, которые в очередной раз осмеиваются на православных блогах. Питирим регулярно выставляет и себя, а самое главное, нашу Епархию, на посмешище...
Человеку 45 лет, такой высокий сан и такое унылое зрелище, реально убогое зрелище, мне показалось что он вообще в Бога даже не верит.
На простейшие вопросы не способен дать простой понятный ответ.
В России 20% мусульманского населения - коренных российских граждан, а этот господин хочет запретить гражданам РФ мусульманского вероисповедания на территории Сыктывкара построить молитвенное здание ссылаясь при этом на средневековое турецкое законодательство.
Ведь это вообще-то и есть экстремизм в полном его юридическом смысле ?
Московская патриархия это религиозное объединение созданное Сталиным к имперской православной Церкви не имеющее отношения, оно к концу совка превратилось в филиал гб где большинство иерархов были агентами,оно отнюдь не является единственной православной Церковью на территории РФ. Материалы по персоналиям этой агентуры были в начале 90 рассекречены и обнародованы специальной комиссией Верховного совета.
+1000000
Уважаемый ну вы и насмешили! Вы сами-то в это верите?! Может и нам эти съемки кто покажет?! Может вы что то перепутали, а теперь других вводите в заблуждение. Тысячи людей были на этих служениях за многие годы, и никто не валяется, и не царапается, а у вас съемки есть:) Лучше бы сами пришли на эти встречи, и посмотрели с первого ряда, а не эти ваши ужастики по видику смотрели.
Сюжет достаточно прост: улыбающуюся девочку спрашивает ведущий: "Девочка, ты счастлива?". Следует утвердительный ответ. После чего девочка начинает нервно и безумно хохотать и размахивать руками. До этого момента и после него общим планом показывают собрание верующих: кто-то валяется на полу, кто-то танцует, какая-то женщина изо всех сил машет руками, ведущий на сцене выкрикивает что-то нечленораздельное. Не припомню ни одной ТВ-передачи, посвящённой неправославным христианам (да и все прочим не православным), чтобы не показали "Сюжет о хохочущей девочке". Если не ошибаюсь, это было собрание церкви "Новое поколение" Алексея Ледяева.
Многая лета!
Можно всю республику застроить супермаркетами - нищим и голодным от этого проку не будет.
Можно всю республику застроить часовнями и церквями - духовно нищих станет ещё больше. Церковь в этом заинтересована больше всех.
ПРАВА одних должны реализовываться только при условии, что они не ущемляют прав других. Коми земля имеет свою самобытную сложившуюся культуру, в которой никогда не было места исламу, какой бы хорошей религией он не был. Строительство мечети, а следовательно пропаганда и влияние ислама, нарушает устоявшуюся культуру в данном регионе, а при условии, что об ИСЛАМЕ у нас знают только как о ВАХАБИТАХ, это ещё вызывает и агресивное противоречие.
У нас не Татарстан, где две религии веками добрососедствуют рядом, и попытка искуственно сблизить две религии у нас в регионе в угоду НЕСКОЛЬКИМ СОТ ЗАЕЗЖИХ МУСУЛЬМАН и АМБИЦИЯМ свихнувшихся от чрезмерной правозащитной деятельности ТОЛЕРАСТОВ, может привести только к серьёзному обострению в нашем спокойном регионе.
А НАМ ЭТО НАДО ради амбиций нескольких правозащитников, которым омжет и нужно это обостврение, что бы потом кричать с трибун: ФАШИЗМ!!!! АНТИСИМИТИЗМ!!!!
"ТОЛЕРАСТОВ" - это попытка оскорбить? Глупо и как-то по женски истерично.
Им никто не мешает обращаться к Аллаху. Но почему обязательно надо строить мечеть?
Давайте ещё сделаем мечеть лакмусовой бумажкой. Кто за строительство, тот истинный гражданин России, демократ, толераст, и т.п., а кто против, фашист, антисиим, антимусульманин, мракобес, редиска и т.п.
Может для того вся эта компания и затеяна, ЧТО БЫ РАЗВЕСТИ НАС ПО РАЗНЫМ ЛАГЕРЯМ И ПОСЕЯТЬ ВРАЖДУ МЕЖДУ НАМИ, да
ещё из за того, что нам самим не нужно.
Что правильного сказал Питирим, так это притчу про лисицу.
Так что о толерастах тебе бы помалкивать.
Мусульмане живут здесь в своей стране, они не откуда не пришли и никуда не уйдут, это их страна.
А такие уроды как ты им говоришь, что вы г**** и вот на этой территории страны мы вам не дадим строить культовых сооружений, ты мудачина подумай какая ненавить будет копиться у них к русским, какую бомбы вы уроды псевдоправославные закладываете себе под жопу.
Тебя твое чисто русское начальство уже давно не то что на север - в жопу задвинуло.
Какие парламенты, какое представительство, мусульмане РФ как граждане итак по закону обладают всеми избирательными правами.
Ты чего флудишь,тебе про одно,а ты про другое, болезнь у тебя такая что ли, а ?
У тебя шизофреническая логика.
Ты в другом месте дураков поищи и им басни свои рассказывай
-если ты про Грозный,то там чисто русские начальники за бабло выпустили своего агента Басаева, если про Хасавюртовские соглашение, то тогда чеченов никто не окружал и тем более не побеждал.
Нахера вам фашикам вообще чечены сдались вы их ненавидите в России, зачем воевать их территорию, гробить итак малочисленное молодое поколение.
Поганые вы выродки, языком молотить только, да чужими жизнями распоряжаться, чужую кровь проливать.
http://rusbaptist.stunda.org/vera-i-tradicji.htm#05
и всегда им был.
Пример: д. Койтыбож деревянная церковь у реки 18 века.
село Зеленец
село Часово ит.д. и т.п.
Спаси всех Господи!
НЕ ведают ЭТИ люди, что говорят.
Доброго ВАМ здоровья, уважаемый Игорь Леонидович! Ошибки быть не может!
Именно этот человек сделал много для православной культуры в Воркуте! Не будучи крещёным! Учитесь!!!
К кому обращаюсь, поймут!
у станка никого и не осталось :))
"
Аллах Акбар земляки!"
А кто то из форумчан был на этих встречах? Что и правда как говорит Питирим там люди стены царапали, и по полу народ катался?
Трехслойный пирог церковной экономики
Николай Митрохин
В экономическом отношении Русская православная церковь представляет собой гигантскую корпорацию, объединяющую под единым названием десятки тысяч самостоятельных или полусамостоятельных экономических агентов. Точное число этих агентов определить невозможно, но только по официальным данным РПЦ имеет не менее 19 тысяч приходов, каждый из которых зарегистрирован как самостоятельное юридическое лицо [Подробнее см.: Русская православная церковь и право: комментарий. М.: БЕК, 1999.], и примерно такое же число священников. Кроме того, есть еще приблизительно 500 монастырей, около 130 епархиальных управлений, а также неизвестное число коммерческих структур, действующих при храмах или контролируемых отдельными священниками.
Совокупный ежегодный доход церковных структур (включая наличные деньги, зарабатываемые РПЦ, и спонсорские пожертвования) составляет сумму около 500 миллионов долларов. В масштабах российской экономики это немного — недельный доход от экспорта нефти или годовой оборот одного крупного металлургического комбината, но и не то чтоб мало — можно год кормить десяток дотационных регионов.
Несмотря на такой размах экономической деятельности, РПЦ, как и другие общественные организации, — и в отличие от большинства корпораций — по уставу не ставит своей целью извлечение прибыли, а декларирует первоочередность идеологических (вероучительных) задач. Примат идейного над материальным оставляет решение экономических вопросов как бы на втором плане. Поэтому пакет «базовых услуг» (служба в храме, исповедь, причастие, а также иногда обряды крещения и отпевания) предлагается потенциальному потребителю вроде бы бесплатно, хотя реально тот оплачивает их, покупая требующиеся для ритуалов свечи. Дополнительные услуги — специальные «службы» (поминовение, чтение акафистов святым и т. п.) и «требы» [Службы — это обряды, исполняемые по чьей-либо просьбе во время или после общей службы в храме, а требы —заказываемое кем-либо отдельное богослужение, которое может проходить как в храме, так и вне его стен.] (крещение, отпевание, освящение жилья и предметов и т. п.), — а также ритуальные предметы и литература оплачиваются отдельно.
Казалось бы, экономика РПЦ находится в прямой зависимости от количества приходящих в храмы людей. Однако в реальности примат идеологии позволяет решать экономические задачи во многих случаях без оглядки на реальное число прихожан: в благоприятных для церкви условиях — через контакты с властями и бизнесом, в неблагоприятных (например, в нищей провинции) — за счет мужества и стойкости духовенства, выражающихся в том числе и в готовности служить бесплатно.
Современное экономическое устройство РПЦ основано на принципах архаичного «вотчинного» уклада [Использую терминологию Р. Пайпса (см.: Пайпс Р. Русская революция. М.: РОССПЭН, 1994. Т. 1).], когда жесткое административное подчинение по вертикали Патриархия—епархия—приход (монастырь) обеспечивается за счет предоставления нижестоящим этажам широких экономических прав, или, используя ту же средневековую терминологию, «кормлений». В результате в экономическом плане церковь как организация образует «трехслойный пирог», на каждом уровне которого имеются свои источники доходов и способы ухода от налогов. Конечно, существуют формальные механизмы перечисления средств по вертикали вверх (в значительной мере как реликт отношений, навязанных советским государством), однако они практически не используются. На последнем Архиерейском соборе 2000 года. Патриарх пожаловался, что перечисления епархий составляют всего 5% бюджета. Патриархии и этих денег хватает только на два месяца нищенского финансирования Московской и Санкт-Петербургской семинарий [Сборник документов и материалов Юбилейного Архиерейского собора Русской православной церкви. Москва, 13–16 августа 2000. Нижний Новгород, 2000. С. 20.]. А еще через год и вовсе московские духовные школы (включавшие академию и семинарию) были переданы на кошт Троице-Сергиевой лавры — крупнейшего и богатейшего российского мужского монастыря, на территории которого они и расположены.
Дебет: безнал
Доходы РПЦ как организации мы делим на наличный денежный оборот и безналичную помощь. Как известно, сейчас РПЦ в России одновременно восстанавливает что-то около девяти тысяч храмов. Государственные, общественные и коммерческие организации, частные лица оказывают ей в этом содействие. Столкнувшись в начале 1990-х годов с нецелевым использованием пожертвованных средств (самая скандальная история — полностью разворованный фонд строительства храма на месте расстрела семьи Николая II в Екатеринбурге), спонсоры теперь помогают церкви строительными материалами, оплатой коммунальных расходов и услуг. Абсолютно все крупные проекты по возведению и реконструкции храмов за последнее десятилетие профинансированы либо государством, либо подобными спонсорами. Пожалуй, нет ни одного, даже небольшого храма, реконструкция которого была проведена на его собственные деньги или средства епархии. Важно, что по законодательству спонсор, жертвуя деньги на благотворительность, уменьшает свою налогооблагаемую базу на сумму пожертвования (но не более 3% от прибыли).
Другим источником безналичного дохода является широко распространенная трудовая помощь со стороны верующих людей: роспись храма «во имя Христа» или постройка иконостаса по «православным расценкам» могут обойтись на порядок ниже средних цен, хотя при этом труднее гарантировать их качество.
Еще одним видом доходов церкви является пожертвование продуктов «на канон» — специальный стол в храме. Как правило, «на канон» кладутся хлеб, сладости, домашние соленья, которые потом либо используются на кухне приходского дома, либо в благотворительной столовой (если она есть), либо для раздачи бомжам и малоимущим. Особенно большое значение «канон» имеет для монастырей, которые в настоящее время не способны полностью обеспечить себя продуктами питания. Бывший учащийся семинарии в Троице-Сергиевой лавре рассказывал автору, что был поражен, попав в кельи монахов, поскольку «они все были заставлены баночками с какой-то едой, которую им приносили их постоянные прихожанки на службу».
Результаты подобной спонсорской и волонтерской помощи, при которой священники не получают на руки денег, меж тем как православная инфраструктура восстанавливается, зачастую бывают очень значительными и могут намного превышать прямые доходы церкви. В качестве типичного примера можно привести один из подмосковных приходов, имеющий маленькую общину и годовой оборот всего в 1,5 тысячи долларов. Однако на другом берегу реки располагается небольшой городок, богатым жителям которого, по словам старосты церкви, «нравится показывать своим гостям рукой на храм и говорить: „Вот видите кованную решетку? Я поставил!“» Благодаря стараниям такого рода спонсоров и бесплатному труду членов общины приход за четыре года сумел провести капитальный ремонт и возвести несколько хозяйственных построек.
Вычислить объемы подобной помощи и оценить ее точно не представляется возможным. Однако очевидно, что она составляет не менее двух-трех сотен миллионов долларов ежегодно (не считая эксклюзивных проектов типа московского храма Христа Спасителя). Она заметно превышает суммарный наличный оборот всей церкви и является как бы вторым церковным бюджетом.
Дебет: наличные деньги
Впрочем, сама церковь считает помощь жертвователей делом ненадежным и временным. Гораздо большее значение для нее имеют постоянные источники дохода, от которых духовенство и приходы получают наличные средства.
На низовом, приходском уровне постоянный доход складывается из трех составляющих: прибыль (до 6000% (шесть тысяч процентов)) [Стандартная двухкилограммовая пачка свечей на внутрицерковном оптовом рынке стоит до 50 рублей. В пачке от 102 до 705 штук свечей (в зависимости от размера), которые продаются в храме в розницу по цене от 1 до 15 рублей. Наибольшая прибыль получается от продажи средних свечей, которых в пачке 300–400 штук и которые продаются за 5–7 рублей.] от продажи свечей (60–70% всего оборота храма), продажи «товара» (литература, иконы, крестики и прочее), исполнения треб и служб. Две последние составляющие совокупно дают примерно 30–40% дохода. При этом в крупных и известных храмах процент дохода от свечей ниже (хотя цены на свечи выше), за счет престижности исполнения треб именно в «главном» храме города (области). Непостоянными и, как правило, никак не учитываемыми доходами храма являются «кружечный сбор» (деньги, собираемые во время службы, которые тут же делятся между священником и работниками храма) и упоминавшиеся выше пожертвования частных и корпоративных благотворителей. Так, например, предметом большого скандала в Москве в 1998 году стал отказ игумена Мартирия (Багина) из храма Всех Святых на Кулишках передать приходу трехкомнатную квартиру в центре города, пожертвованную ему лично одним из банков. Епархиальное начальство, ставшее инициатором скандала, в правовом отношении ничего не смогло поделать с не желавшим «делиться» строптивым монахом и в результате ограничилось церковно-административными мерами, запретив его в служении.
В непостоянные доходы мы можем отнести и побочную коммерческую деятельность священников — от мастерских по производству надгробных камней и челночной деятельности до алкогольных минизаводов и операций с ценными бумагами. Особо широкое распространение в последние годы получил и такой вид церковного бизнеса, как сдача лишних, в том числе недавно возвращенных, помещений в аренду. Примечательный в этом отношении случай произошел в Ульяновске в 1999–2000 годах. Там епархиальное управление отсудило у городских властей принадлежавшее ей до революции здание, в котором ныне размещается кафе-мороженое «Баскин-Роббинс», вложившее, естественно, в реконструкцию свои средства. Получив здание под церковные нужды, епархия предложила мороженщикам заключить договор на аренду, но уже с новыми собственниками. В результате начавшегося скандала областной суд пересмотрел свое решение, а судья, принявшая решение в первой инстанции, была исключена из коллегии за пристрастное отношение к делу.
Хотя наличные доходы храмов очень сильно разнятся в зависимости от их местоположения, степени «раскрученности», компетентности клира и экономической ситуации в регионе, можно с уверенностью говорить о том, что годовой оборот мелкого сельского храма составляет не менее тысячи долларов, городского — от трех тысяч, крупные храмы в райцентрах получают от 8 тысяч, кафедральный собор или другие большие храмы в областных центрах — от 80 тысяч. То же можно сказать и о монастырях: наряду с крупными и известными обителями, запахивающими десятки гектаров земли, принимающими тысячи паломников и туристов в день и имеющими обороты в сотни тысяч долларов, имеется много мелких, клир которых живет только за счет высаженной по весне картошки и «канона».
Суммарный годовой оборот наличности семи с половиной тысяч приходов РПЦ на территории России достигает 100–150 миллионов долларов.
Доходы епархиальных управлений
Епархиальные управления имеют свои источники дохода, лишь отчасти связанные с деятельностью приходов. Налог на приходы (если он собирается) и прибыль от работы епархиального склада дают по нашим расчетам чистую прибыль примерно в 100 тысяч долларов в год. При этом, в отличие от приходов, епархиальное управление, как правило, очень мало тратит на оплату текущих расходов и даже выплату зарплаты своим сотрудникам, перекладывая эту задачу на плечи кафедрального собора. Если учитывать, что сейчас на территории России примерно 70 епархий, то получается, что минимальный годовой доход епархиальных управлений равен примерно 7–8 миллионам долларов. При этом распределяется он крайне неравномерно: епархиальные управления центральной России — такие, как Воронежское, Нижегородское или Московское областное, насчитывающие каждые более чем по 300 приходов и несколько известных монастырей, — оперируют несколько иными суммами, чем Магаданское или Абаканское, где число приходов не превышает двух десятков.
Доходы от прочих источников деятельности — от организации демонстрации «гастролирующих святынь» до собственных заводов (самый известный — «Святой источник») — учету не поддаются и могут значительно превышать суммы, получаемые в виде налога с приходов. Хотя, впрочем, именно по «Святому источнику» прибыль епархии известна. В соответствии с договором, заключенным еще в 1994 году, Костромская епархия получает фиксированный доход в размере 250 тысяч долларов в год [Согласно официальной версии епархии, прибыль тратится на восстановление монастырей и храмов епархии, однако исследование, проведенное англо-американским православным журналистом Л.Юззелом в 1999 году, показало, что реконструкция памятников архитектуры в области проводится на средства местных властей. Журналисту не удалось найти в епархии ни одного получателя «водяных» денег, однако он обнаружил два новых шикарных кирпичных дома в престижном районе Костромы, в которых живет правящий архиерей.]. А в Екатеринбурге оппозиционеры из числа местных священников, бунтовавших из-за попыток епископа поставить под свой контроль финансовые потоки нескольких богатых приходов и принадлежавшей одному из монастырей ювелирной фабрики, публично раскрыли сведения, что епархиальное управление в ходе демонстрации «гастролирующей святыни» за месяц заработало около 130 тысяч долларов.
К тому ж епархиальный архиерей (сиречь епископ) входит в областную «верхушку» и в этом качестве имеет персональных спонсоров среди представителей как старого промышленного генералитета, так и новой бизнес-элиты, которым престижно иметь в качестве «друга семьи» главное духовное лицо региона. Информация о таких контактах, как правило, не афишируется, но провинциальные газеты полны милых историй — про то, например, как покойный уже митрополит Нижегородский благословил крестный ход вокруг машиностроительного завода «Красное Сормово», спасая его от недружественного поглощения компанией Кахи Бендукидзе (2000 год), или что епископу Сыктывкарскому нефтяники подарили Land Cruiser с надписью «епископ Питирим» на капоте (1998 год).
Кредит
На что же тратятся немаленькие в общем-то деньги, составляющие доход церкви? Ответить на этот вопрос будет сложнее, чем на вопрос, как они зарабатываются. Основная статья расходов храма — это, безусловно, выплата жалования его служащим. Вокруг среднего (райцентровского) храма их может кормиться до 25 человек (половина — оплачиваемый хор). Если сторожа и уборщицы в таком храме получают копейки, то священники, бухгалтер и хор — достаточно приличные деньги. Конечно, по официальной ведомости зарплата священника вряд ли превышает тысячу рублей, но в действительности речь идет о стабильно высоком заработке. Провинциальные хористы получают тысячи по полторы, бухгалтер не менее трех-четырех, а священник тысяч пять из кассы храма и еще столько же на выездных требах, которые проходят вне поля зрения приходского совета. В обычном сельском приходе ситуация, естественно, гораздо хуже. Прокормиться с него может только семья священника (и то не всегда), да иногда сторож или уборщица.
Вторая постоянная статья расходов прихода — мелкий ремонт храма. Третья (но только в крупных приходах) — расходы на содержание кухни, на которой кормятся постоянные работники храма. Все остальные траты непостоянны. Одни и те же облачения и утварь используются годами. Коммунальные услуги, как правило, не оплачиваются, налог в епархию перечисляется «по возможности» (что зависит в немалой степени от позиции архиерея и его секретаря). Крупные храмы, как правило, содержат какой-нибудь объект православной инфраструктуры (воскресную школу, благотворительную столовую) или помогают развиваться мелкому приходу, но это обычно не слишком обременительно: четыреста рублей в месяц на зарплату педагогу-энтузиасту или аналогичная сумма на закупку картошки и лука, чтобы подкормить три десятка бомжей. Самое главное, что расходование всех этих средств находится в полной зависимости от личной воли настоятеля храма (реже старосты).
По-прежнему большие суммы наличности копятся «на всякий случай». Оставшаяся с советских времен привычка иметь подобную «заначку» (причем зачастую в руб**х) приводит к тому, что немалая часть накопленных средств сгорает в инфляции или похищается людьми из «ближнего круга» первого лица. Несколько лет назад в ходе подобной кражи из сейфа канцелярии митрополита Кишиневского и всея Молдовы было украдено помимо множества ювелирных украшений около 70 тысяч долларов.
Налоги
Наличные средства, проходящие через РПЦ, имеют две составляющие — легальную и теневую. Государство, естественно, хотело бы, чтобы теневая часть была как можно меньше, а с легальной бы платились положенные налоги.
В настоящее время РПЦ, как и все другие религиозные организации, пользуется рядом налоговых льгот. В частности, она освобождена от уплаты налога на прибыль и налога на пользователей автомобильных дорог со средств, полученных от культовой деятельности, производства и реализации предметов культа и предметов религиозного назначения, но должна платить эти налоги с предпринимательской деятельности. Приход не платит эти налоги с прибыли, которую он получает от продажи свечей, но должен платить с прибыли, которую он получает, например, от продажи хлеба из своей пекарни. Важно, что подобная льгота распространяется на подакцизные товары, используемые в священнодействии. То есть приходская лавка может, не платя налога, продавать золотые нательные кресты (и цепочки) и кагор, но должна платить налог за торговлю золотыми браслетами и, например, сухим вином. По налогу на добавленную стоимость (НДС) РПЦ имеет в настоящее время только одну реальную льготу. В случае если она заказывает посторонней организации реставрацию церкви, то тогда НДС не платится. Во всех остальных случаях налог взимается. От налога на имущество предприятий церковь освобождена полностью, а от земельного налога практически полностью. Земельный налог церковь выплачивает только в тех случаях, когда земля не передана для обслуживания культовых зданий. То есть монастырь, занимающий гектар, не платит этот налог и с тех трехсот гектаров пахотной земли (если они переданы монастырю), которые он использует для выращивания картошки. Таким образом, единственный налог, который уплачивается религиозными организациями в полном размере, — это единый социальный налог.
Но это теория, а на практике дело обстоит следующим образом. Те суммы, которые попадают в бухгалтерские книги прихода и с которых должны уплачиваться налоги государству и епархиальному управлению, по общему мнению церковных работников, не имеют никакого отношения к действительности. То же самое происходит на епархиальном уровне. Наличные деньги, которыми расплачиваются в церкви, проходят через свечной ящик, за которым обычно стоит жена священника или его доверенное лицо, а затем, к концу квартала, составляется баланс, в котором проставляются как правило заниженные цифры. Занижению подвергаются не только финансовые показатели, но и все данные, которые могут косвенно указывать на размер прибыли, полученной храмом. Например, за последние три года мне не удалось найти священника, который мог бы хотя бы приблизительно вспомнить число крещений, прошедших в храме с начала текущего года. И дело вовсе не в плохой памяти духовенства, просто официальные показатели работы храма одни, реальное количество крещений в храме — другое, а число крещений, которые провел лично священник (в том числе и на дому), — третье.
Боязнь того, что многочисленные источники доходов духовенства вылезут наружу и подвергнутся налогообложению, и стала подлинной причиной получившего широкую известность конфликта вокруг Индивидуальных налоговых номеров (ИНН), разыгравшегося в России в 1999–2001 годах. Достаточно широкое церковное движение за отмену ИНН охватило в первую очередь приходских священников, которых пришлось успокаивать церковным верхам, имеющим эксклюзивные отношения с налоговыми органами.
Отрасли церковной экономики
«Свечной ящик» — единственный вид «церковного магазина» в советское время — постепенно уходит в прошлое. Вместо десятка видов свечей, крестиков, нескольких бумажных иконок и книжек — а именно таков был ассортимент лет десять назад — свечные ящики теперь предлагают сотни наименований продукции. Более того, во многих крупных и средних храмах в дополнение к «свечным ящикам» открылись магазинчики — «церковные лавки», которые далеко вышли за рамки традиционного церковного ассортимента. Они предлагают не только привычный «товар», но и широкий выбор аудио- и видеокассет с православной тематикой, специальную одежду (от платков и юбок для женщин до крестильных комплектов для младенцев), пищу (мед, кагор, пищевые добавки, травы), гончарные, ювелирные и сувенирные изделия, паломнические путевки.
Для пополнения церковных лавок к настоящему времени в России, да и в других государствах СНГ, сложилась разветвленная инфраструктура.
Ее основу составляют заводы по производству церковной утвари и свечей. Самым известным из них является художественно-промышленное предприятие «Софрино», подчиняющееся непосредственно Московской Патриархии и руководимое бессменным Евгением Пархаевым. В 1996 году оборот у этого флагмана церковной экономики только по официальным данным был 24 млн долларов. С тех пор объем производства у предприятия только рос, в чем автор имел возможность убедиться в 1999 году в ходе обстоятельной экскурсии, организованной руководством предприятия.
Серьезную конкуренцию «Софрино» составляют еще как минимум три крупных предприятия (в Москве, Петербурге и Ташкенте), форму собственности которых, скажем так, определить сложно, и несколько десятков более мелких «свечных заводиков», разбросанных в провинции. Фактически в каждой крупной епархии есть «свой» формально не связанный с церковью заводик, поскольку это примитивное производство не требует особых инвестиций, но приносит стабильную и высокую прибыль. Помимо них существуют сотни мастерских и тысячи самодеятельных предпринимателей, которые занимаются пошивом облачений по индивидуальным заказам, пишут иконы и мастерят иконостасы, делают колокола и т. д.
Показательно в этом отношении православное книгоиздание, которое имело в 1999 году оборот не менее чем в 9 млн долларов, выпустив не менее 11 млн экземпляров литературы. Примерно половину рынка занимал такой монстр, как издательство Сретенского монастыря (Москва), а остальную продукцию выпускали десяток крупных и сотни мелких издательств.
Колоссальная сеть посредников связывает производителей с розницей («свечными ящиками»). В ней находится место и таким крупным центрам оптовой торговли, как Московское подворье Троице-Сергиевой лавры или Толгский монастырь (Ярославль), и современным коробейникам, которые, забив «товаром» грузовик, кочуют по отдаленным приходам [В справочнике «Православная Москва» помещена реклама девятнадцати магазинов, девяти издательств, шестнадцати мастерских, пяти паломнических служб. Хотя эта информация является в крайней степени неполной, она дает некоторое представление о соотношении отраслей московского православного бизнеса. См.: Православная Москва. Справочник действующих монастырей и храмов. М.: Изд-во Братства Святителя Тихона, 1999. С. 208–229.].
Для «большой» экономики важен наметившийся во второй половине 1990-х годов рост производства продуктов питания (хлеб, вода, мед, травы, сыр, вино, чай) под «церковной» маркой. Практически в каждой области на прилавках продовольственных магазинов можно найти «церковную» или «монастырскую» воду и мед, в крупных городах — церковные пекарни. Как правило, производители позиционируют не только их моральные («церковные»), но и материальные («экологичность») признаки. Фактически на наших глазах создается сектор «чистой» пищевой продукции, реальная роль церкви в котором ясна не вполне. Учитывая успех подобного рода продуктов в европейских странах, вполне возможно, что в России кампания борьбы за «чистоту» пищи будет иметь очевидный «православный» привкус.
Финансирование центральных управленческих органов РПЦ
Отделы (министерства) Московской Патриархии формированием своего бюджета де-факто занимаются самостоятельно. Бюджеты этих отделов (в настоящее время их шесть) никогда публично не оглашались, и можно лишь строить догадки, откуда берутся средства на их существование. Наиболее известна скандальная деятельность Отдела внешних церковных сношений (ОВЦС), ввозившего в 1996–1997 годах под видом гуманитарной помощи сигареты на суммы в миллионы ЭКЮ.
ОВЦС контролирует и самую крупную коммерческую структуру, работающую в «большой экономике» и связанную с РПЦ, — группу компаний «Ника». Сначала «Ника» участвовала в сигаретном проекте, а затем вложила деньги в реальное производство — молочный завод в Рязанской области. Кроме того, через свою «дочку» «Авианику» компания имеет как минимум два самолета, которыми пользуется Патриарх и руководитель ОВЦС митрополит Кирилл (Гундяев) во время своих визитов. Общий бюджет Московской патриархии в последний раз раскрывался на Архиерейском соборе 1994 года (но как совокупный за 1992–1994 годы без учета инфляции) [Архиерейский Собор РПЦ 29 ноября–2 декабря 1994 г. М.: Изд-во Московской Патриархии, 1995. С. 22–23.]. На соборе 1997 года он давался в относительных цифрах, а в 2000 году Патриарх в разделе своего доклада, посвященном бюджету, ограничился лишь несколькими цифрами, не дающими возможности даже примерно представить объем и структуру доходов и расходов Московской патриархии. Поэтому самыми свежими данными для нас являются сведения на начало 1997 года, из которых следует, что во второй половине 1990-х годов бюджет Московской патриархии формировался из доходов Художественно-промышленного предприятия РПЦ «Софрино» (около 20%), гостиничного комплекса «Даниловский» (около 20%), отчислений храмов г. Москвы (менее 10%), епархий (2,5–5%) и загадочных «пожертвований» (на 1994 год) или «управления временно свободными средствами» (на 1997 год), наполнявших не менее половины церковной казны [Доклад Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II на Архиерейском Соборе РПЦ 18 февраля 1997 г. / Архиерейский Собор РПЦ. М.: Изд-во Московской Патриархии, 1997. С. 65.].
Загадочные доходы были получены в виде дивидендов от деятельности нефтеэкспортера — компании МЭС (на 1994 год — 8,5% общероссийского нефтяного экспорта), где церкви в разные годы принадлежало 20–40% акций, а также от иного участия в деятельности «большой» экономики, подробности которого тщательно скрываются. После того как в 1998 году МЭС была фактически отлучена от «трубы», доходы Московской патриархии резко упали, что и был вынужден признать Патриарх на Архиерейском соборе 2000 года. [Сборник документов и материалов Юбилейного Архиерейского собора Русской православной церкви. Москва, 13–16 августа 2000. Нижний Новгород, 2000. С. 20.]
Интересно, что другим фактическим учредителем МЭС было Управление делами президента, и доходы от экспорта нефти должны были пойти на реконструкцию Кремля. Общие интересы этого государственного холдинга и Московской Патриархии совпали еще в одном проекте — поиске и добыче алмазов в Ломоносовском месторождении в Архангельской области. Однако, приняв участие в этом проекте на его начальной стадии, в дальнейшем Патриархия вышла из проекта. Во всех этих проектах посредником между УД и Московской патриархией выступал председатель Международного промышленного банка Сергей Пугачев. А в апреле этого года структуры, связанные с Межпромбанком, выкупили телеканал «Московия», где за неприкрытую ксенофобию и коррупцию решили закрыть «Русский дом» — единственную на отечественном телевидении передачу, лично одобренную Патриархом.
Непосредственно с аппаратом Московской Патриархии связана целая сеть благотворительных фондов, которые одновременно занимаются коммерческой деятельностью: Фонд Патриарха Московского Алексия II (бывший Фонд примирения и согласия, руководимый Г. Сотниковой, который был связан с полукриминальными операциями с импортом и прославился попыткой монополизировать китайское направление на рынке грузовых авиаперевозок), группа организаций под руководством фонда «Святыни России» (руководитель Е. Шульгина), Фонд возрождения и сохранения традиций РПЦ (руководитель Н. Орешко), Фонд святого Андрея Первозванного и другие. Однако, по нашему мнению, эти организации скорее используют влияние Патриарха для решения собственных проблем, нежели реально пополняют бюджет Московской Патриархии.
С другой стороны, существует большая группа российских компаний, с руководителями которых Патриарх поддерживает личные отношения. К их числу относятся крупнейшие российские экспортеры: «Газпром», «ЛУКойл», «Норильский никель». Недаром, как упомянул Патриарх на последнем Архиерейском соборе, те 5% бюджета, что уходят на обслуживание аппарата, «формируются исключительно за счет целевых пожертвований юридических и физических лиц» [Там же. С.21.]. В свою очередь крупные спонсоры могут рассчитывать на личное заступничество Патриарха в кризисных для них в политическом отношении ситуациях. Так, например, в 1999 году Патриарх публично поддержал Рэма Вяхирева в момент его «боданий» с администрацией президента за переизбрание в качестве главы «Газпрома».
Дополнительным, но тщательно скрываемым источником финансирования для аппарата Московской Патриархии являются «братская помощь» со стороны христианских организаций стран Запада и в первую очередь Германии. Времена, когда в страну поставлялась гуманитарная помощь на суммы в миллионы долларов, прошли, и Патриархия накопила богатый опыт работы в этой сфере. Однако и сейчас церковь получает по меньшей мере сотни тысяч долларов в год под программы реконструкции храмов и благотворительные проекты. Размеры и источники этого финансового потока составляют одну из главных тайн церкви.
Зоны пересечения с криминалом
Большую озабоченность у общественности и государственных чиновников вызывает возможность взаимодействия церкви с криминальными структурами. Подобная опасность действительно существует, и связана она с вовлеченностью отдельных церковных структур в широкомасштабные высокодоходные экспортно-импортные операции, которые, естественно, являются предметом особого вожделения бандитов.
В первую очередь это касается следующих сфер.
Ввоз в страну подакцизных товаров на льготных условиях. Это относится не только к табаку и спиртному (на чем церковные структуры были «пойманы за руку» в 1996–1997 годах), льготной растаможке (случай Г. Сотниковой в 1997–2000 годах), но и широкому списку товаров из Белоруссии.
Экспорт нефти и нефтепродуктов. При этом экспортом занимаются не только аппарат Московской Патриархии, но и епархиальные управления в регионах.
Квоты и экспорт на рыбу и морепродукты. В различные «рыбные» скандалы были замешаны как минимум двое митрополитов (Смоленский Кирилл (Гундяев) и Нижегородский Николай (Кутепов)), не говоря уж о десятках менее значимых фигур. Показателен в этом отношении случай с епископом Магаданским Анатолием (Аксеновым). В 1998 году его, одного из самых деловых священников Ярославской епархии, хиротонисали в сан епископа и послали в Магадан, где он развернул бурную деятельность, потребовав предоставить епархии квоты на вылов рыбы. Однако подобная активность показалась местным властям, видимо, чрезмерной, и менее чем через два года решением Священного Синода РПЦ его с понижением перевели в соседнюю Тюменскую епархию. Там он стал окормлять районы нефтедобычи.
Внутри страны интересы церкви и криминальных структур соединились на рынке нелегально произведенных золотых изделий, которые продаются через церковные лавки. Начиная с 1999 года подобные опасения неоднократно публично высказывали сотрудники правоохранительных органов на федеральном уровне, а за руку церковных коммерсантов ловили, например, в Рязани, Пскове и Челябинске.
Вполне возможно соединение усилий криминала и духовенства на достаточно доходном рынке производства и продажи продуктов питания, который сейчас, как говорилось выше, энергично осваивают околоцерковные коммерсанты.
Но самую серьезную опасность представляет возможность Церкви пропускать через себя огромные суммы денег (например на строительство и реконструкцию храмов), не предоставляя при этом никакой реальной отчетности государственным органам. Уже известны случаи игры церковных структур на финансовом рынке, в том числе в чужих интересах. В Нижегородской епархии, например, настоятель Печерского монастыря, принимавший участие в «оптимизации налоговых издержек» для местного предприятия через банковский счет обители, в итоге попросту исчез [См.: газета «Дело» (Нижний Новгород), 26.06 – 2.07 1998 года.].
Перспективы
Перспективы экономики церкви в среднесрочной перспективе выглядят неплохо. Общий подъем экономики в стране позволяет говорить о росте доходов населения и компаний, часть которых, безусловно, попадет на «рынок ритуальных услуг». Диверсификация производства, увеличение ассортимента и улучшение качества производимой продукции в отраслях церковной экономики позволяют надеяться на увеличение в бюджете Церкви средств за счет производства товаров, рассчитанных не только на прихожан.
Все это даст возможность Церкви существовать, по крайней мере, не хуже, чем сейчас (с финансовой точки зрения).
Вопрос в другом: как можно улучшить финансовую ситуацию в церкви? Высшее духовенство РПЦ видит только один путь — переложить часть финансового бремени церкви на государство, мотивируя это тем, что церковь играет исключительно важную роль в сфере социального служения, т. е. помощи бедным и малоимущим. Однако в начале текущего года эта идея была с порога отвергнута экономическими советниками руководства страны, которые знают, что все «социальные» проекты церкви уже и так базируются на государственном финансировании, но при этом малоэффективны, маломощны и непрозрачны для любого контроля со стороны.
На наш взгляд, РПЦ вполне по силам найти «внутренние резервы» на свое дальнейшее развитие. Для этого в первую очередь необходимо улучшить, точнее, изменить, методы администрирования всех звеньев управленческой структуры, в частности разделить «зарабатывающие» и «тратящие» подразделения, вести реально работающую и прозрачную систему отчетности (и не только снизу вверх, но и наоборот), провести радикальную и показательную чистку от околоцерковных фаворитов и прилипал. Все вместе это означает отказ от «вотчинной» системы управления, которая остается живым реликтом XVII века.
Впрочем, внутри РПЦ господствует убеждение, что тогда-то для нее и было золотое время.
А мечеть и правда, строить опасно. Только вот когда это дойдет до главно-заглавных, их уже никто ни о чем спрашивать не будет. Другие рулить станут
"Показания" Карлы дель Понте уже стали поводом для возбуждения уголовного дела в Сербии. Окружной суд Белграда начал слушания по делу о похищении летом 1999 года в Косово 300 молодых сербов, которых, как утверждает в своей книге бывший главный обвинитель МТБЮ, вывезли в Албанию для изъятия внутренних органов.
Чудовищными преступлениями, сравнимыми с теми, что чинил Третий рейх - в концлагерях, куда сводили похищенных, люди умирали в страшных муках, - занимались лидеры Армии освобождения Косово. Одним из ее вождей был Хашим Тачи по прозвищу Змей - нынешний премьер-министр независимого Косово.
- О недопустимости ЦАРЕБОЖИЯ С ОПРИЧНИНОЙ, пропагандируемого "царственным архиереем" Питиримом в том числе с помощью боевого черносотенного листка "Епархиальные ведомости" тиражом 10 000 экземпляров! Кто, кстати, оплачивает этот образец подрывно-эсктремистской газетки, недавно получившей предупреждение от респ прокуратуры о недопустимости разжигания нац и межрел розни?
Всевышнего!
Чудо Ислама в Библии –
все библейские знаки народа святых и избранных и
Царства Бога мусульманские!
Hotite uznat pishite-
И МНЕ НА ВАС НА ВСЕХ, КТО СПОРИТ ПОХ**! ПОХ**!! ПОХ**!!!
Вы, б***ь, заебали уже всю макушку с мечетью ЕБАННОЙ СВОЕЙ!!!!
Б**, Я С УМА СХОЖУ ОТ РЕВА С МИНАРЕТА! МНЕ НЕЛЬЗЯ ЭТО СЛУШАТЬ!!! МНЕ НЕЛЬЗЯ ЭТО СЛУШАТЬ!!! МНЕ НЕЛЬЗЯ ЭТО СЛУШАТЬЬЬ!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
*Епископ не призывает к запрету строительства мечети - он против ДОМИНИРУЮЩЕЙ высоты здания мечети. Сделайте пониже - и стройте на здоровье.
*По поводу дедушки Ленина. Почему так отстаивают его монумент? Это идол тому, кто ОТДЕЛИЛ ЦЕРКОВЬ ОТ ГОСУДАРСТВА. Это ж для вас самый важный постулат.
Так что Ильича НЕ ТРОГАТЬ!!!
*Алексей Семенов - явно лишился рассудка (сказываются последствия РЕГУЛЯРНЫХ АНАЛЬНЫХ ДОСМОТРОВ:)
Ты предатель не Епархии, а Веры - потому как хулишь на Епископа не только как на личность, но и как на духовное лицо. Но ты прости, что я обидел тебя словом и Бог пусть тебя простит, Алексей.
*Ужасает озлобленность людская. Ведь многие из вас еще очень молоды - а в сердцах пропасть!
Совет: не поленитесь, почитайте Генрика Сенкевича "Камо грядеши". Ответов очень много на ваши проблемные вопросы.
*Добрый - явно не образован.Очень юн и глуп. Насмотревшись и начитавшись РОДНОВЕРСКОГО бреда и прочей нечести делает такие посты, что становится не посебе от того, что в головах у молодежи. Правосланое христианство мгновено развалило Россию :) Лет этак за 1000, при условии, что само создало это государство и всегда являлось основой его сувернитета. Вопрос таким же "добрякам", пятидесятникам и прочим - начертите мне летопись вашей религии с шагом в сто лет. Нет у ваших религий истории. Потому как у древних славян религия другую форму имела, а ваша философия - создана в период холодной войны и Западом проплачена. Про пятидесятников и говорить нечего - вы не христиане, вы псевдо - вы слуги князя мира сего и благодать Христову не наследуете.
*Лунгин переусердствовал. Явная паралель с Нероном.
*Ислам в Библии - 200 пророчеств! Фильм для полных имбецилов, не знающих НИЧЕГО о Библии. Одна фраза о том, как жил Христос и ученики его... в Ветхом Завете - делает все понятным. Христос - это Новый завет, и Тора тут НЕПРИЧЕМ!
*Патриарх,епископ, священник - тоже человек. В православии он НЕ носит титул - ПРЕПОДОБНЫЙ или НЕПОГРЕШИМЫЙ. Он тоже грешен - это сущность человеческая. Но путь к святости через преодоление своих слабостей человеческих, через отказ от греха - и есть путь христианина. Он идет этим путем. Ежедневно борясь с собой. И по традиции установленой самим Христом наделившим благодатью апостолов, которые рукоположили первых епископов, он (Патриарх,епископ, священник) несет в себе Божественную благодать, дающуюся при рукоположении. Эта цепь за 2000 лет не прервалась и даже когда нечестивый священнослужитель совершает таинство или благословляет... его рукой передается не благодать грешного человека, а благодать Божья.
Можете не гадить в ответ т.к все равно читать не буду.
Пусть Господь вразумит вас!
Спасибо за внимание.
ИСТЕРИКА! ИСТЕРИКА!! ИСТЕРИКА!!!
ИДИТЕ НАХ** СО СВОИМ СТРОИТЕЛЬСТВОМ ЗЕЛЕНОЙ Х**НИ!!!
ИДИТЕ НАХ** СО СВОИМ СТРОИТЕЛЬСТВОМ ЗЕЛЕНОЙ Х**НИ!!!
ИДИТЕ НАХ** СО СВОИМ СТРОИТЕЛЬСТВОМ ЗЕЛЕНОЙ Х**НИ!!!
ИДИТЕ НАХ** СО СВОИМ СТРОИТЕЛЬСТВОМ ЗЕЛЕНОЙ Х**НИ!!!
ИДИТЕ НАХ** СО СВОИМ СТРОИТЕЛЬСТВОМ ЗЕЛЕНОЙ Х**НИ!!!
ИДИТЕ НАХ** СО СВОИМ СТРОИТЕЛЬСТВОМ ЗЕЛЕНОЙ Х**НИ!!!
ИДИТЕ НАХ** СО СВОИМ СТРОИТЕЛЬСТВОМ ЗЕЛЕНОЙ Х**НИ!!!