Владимир Юрковский: «Мы не должны забывать о корнях конкурса»
О своих ожиданиях от XIV Международного конкурса юных вокалистов на приз Ольги Сосновской, проходящего на этой неделе в Сыктывкаре, с корреспондентом БНК поделился один из его организаторов, продюсер, директор международного культурного фонда «Классика и современность» Владимир Юрковский.
Фото Юрия Кабанцева
- Есть ли отличия этого конкурса от предыдущих?
- Главное достоинство нынешнего – большое число участников из Коми, по сравнению с конкурсом двухлетней давности их количество увеличилось в три раза. В этом году 34 представителя республики. Конкурс впервые прошел в 1993 году в Инте, и мы не должны забывать о его корнях, каким бы высоким ни был уровень и статус. В плане привлечения наших вокалистов очень помогли выездные мастер-классы Ольги Сосновской в городах республики.
- Каковы ваши ожидания от конкурса?
- Мы ждем новых открытий, уже третий год как максимальный возраст конкурсантов увеличен до 20 лет. Теперь участники представляют не только музыкальные школы, но и училища, и консерватории. Это повышает уровень и поднимает интерес.
- По какому принципу формируется состав жюри?
- Начиная с 2008 года мы приглашаем представителей зарубежья. У нас довольно стабильный состав жюри, но мы постоянно стараемся его разнообразить. Когда люди знают друг друга много лет, наступает некоторая семейственность. Это хорошо, но, если вливается новый человек – это всегда интересно, этакий взгляд со стороны. При этом для нас важно, чтобы члены жюри еще и умели преподавать.
- В жюри конкурса вокалистов присутствуют композиторы. Какова их задача?
- В этом году у нас два композитора. Это важно, потому что композиторы должны знать, для кого они пишут. В следующем году в рамках нашего конкурса мы объявим еще конкурс композиторов. Они будут писать музыку для участников, лучшие произведения оценим призами и издадим, тем самым популяризируя авторов.
- Как складывается карьера у победителей и лауреатов прошлых лет?
- Лауреат первого конкурса 1993 года Михаил Журков – в прошлом солист Сыктывкарского, а на данный момент Саратовского театра оперы и балета. Наши победители и лауреаты учатся в Зальцбурге, Петербургской, Московской и Нижегородской консерваториях. Этот конкурс дает ребятам некий толчок. Например, Ираида Гаевая из Печоры, получившая гран-при конкурса в 2010 году. Ее родители хотели, чтобы она училась на врача, а мы не понимали, почему, когда у нее есть такой талант. В ноябре прошел конкурс, и весной она сделала выбор – поступила на бюджет в Петербургскую консерваторию, и сегодня она – одна из ведущих студенток.
- То есть сейчас пока рано говорить о будущем конкурсантов?
- Классическое искусство – это не «попса». Я не скажу, что оно элитное, оно, скорее, элитарное, дается очень большим и тяжелым трудом. Человек, который поет, сначала проходит музыкальную школу, потом колледж, потом консерваторию. Люди долго учатся, перед тем как стать более-менее оперившимися вокалистами. Смысл нашего конкурса в его продолжительности. Мы можем узнать результат через десять лет и тогда с гордостью сказать, что наши лауреаты – сегодня там. А они всегда вспоминают наш конкурс, Ольгу Александровну и Сыктывкар с таким душевным трепетом – для нас это самое главное.
Комментарии (8)
К вокалистам это относится как раз в меньшей степени, чем к скрипачам, виолончелистам, пианистам... Многие вокалисты начинают сразу с училища-колледжа или даже с консерватории. Петь можно начать лет в 18-20 и дойти до Большого театра, а скрипачом такую карьеру сделать невозможно ни при каком таланте.