Композитор Сергей Носков: «Бизе, Шостакович и тут Носков, это так непривычно, странно»
Композитор Сергей Носков является автором музыки национальной оперы «Куратов», премьера которой состоится 2 и 3 октября в Государственном театре оперы и балета РК. Член Британской Ассоциации композиторов ответил на вопросы Татьяны Боричевской в программе «Вопрос с пристрастием».
Сергей Носков рассказал на "Вопросе с пристрастием" о себе и опере "Куратов". Фото Юрия Кабанцева
- Кто на кого вышел, вы на театр или театр на вас?
- Театр вышел на меня, я совершенно не ожидал, раздался звонок, позвонили из Сыктывкара, я был очень удивлен, потому что творческих связей с Сыктывкаром у меня уже давно не было. Мне предложили написать оперу на либретто Альберта Ванеева. Прислали либретто по интернету, и я начал работать.
- Живя в Англии, вы, русский человек, пишете коми оперу. Вы не запутались в многоязычии?
- Нет, потому что я сам коми, я все детство провел в деревне, свободно владею коми языком и поэтому никаких трудностей у меня не было.
- А как вы в Англии оказались?
- Это долгая история, люди живут в разных странах, не обязательно сидят в своей деревне.
- Сколько лет вы уже там и чем занимаетесь?
- Я там уже 17 лет. Я свободный художник, работаю дома. У меня своя профессиональная студия. Заказы приходится искать на разных вечеринках, общественных мероприятиях, где общаешься с людьми, знакомишься, пытаешься что-то там найти.
- Англия Вас изменила?
- Я думаю, что да. Хотя некоторые психологи уверяют, что человек в течение жизни не меняется, меняется с возрастом, но в целом характер остается прежним. Я думаю, что меняются некоторые элементы поведения в зависимости от влияния окружающей среды.
- Вы стали мистер Носков?
- Ну да, теперь я мистер.
- Вам есть, с чем сравнивать: Лондон – столица Великобритании и Сыктывкар – столица Коми. Провинция провинцией?
- Не такая уж и провинция. В Лондоне за внешним лоском и внешней вежливостью скрываются акульи повадки. Идеологи, которые в моем детстве учили меня таким терминам, как «акула капитализма», они не врали, это точно, акулы съедят и даже глазом не моргнут. А у нас люди были добрее, акул не было, за редким исключением. А сейчас мы все ближе подходим к тому образу жизни, который на Западе. Но это, наверное, зависит от общественного строя.
- Вам за время вашего визита в Сыктывкар еще не надоели вопросы о вашей принадлежности к Англии?
- Начинают надоедать, потому что хочется поговорить о Сыктывкаре, вариантах развития, творчестве.
- Ну, поговорим тогда о другом. Не было соблазна во время написания оперы добавить немного роковых ноток? Это очень популярно сейчас.
- Соблазнов было много, но, к сожалению, я должен был ограничиваться ресурсами театра. Я сразу же поговорил с дирижером и спросил, возможно ли использование синтезаторов, например? Он мне сразу сказал, что нежелательно. Хотя сейчас я понимаю, что если была пара синтезаторов, то звучание можно было бы сделать куда более интересным. Если театр успеет, и у него найдутся деньги, то я готов переделать партитуру хоть сегодня.
- Как Вам уровень артистов театра оперы и балета?
- В Сыктывкаре очень приличный уровень солистов. Выяснилось, правда, что я переусердствовал и написал очень трудные, почти виртуозные партии. Это была моя ошибка. Мне надо было узнать точный диапазон их голосов. Потому что у каждого солиста свои особенности: свой тембр, свои привычки взять ноту. Солисты начинают подходить ко мне и просят, нельзя ли немножечко пониже или наоборот. Я вношу соответствующие корректуры в партитуру, изменения в оркестровке. Сейчас этим и занимаемся.
- Кто из артистов Вас больше всего впечатлил?
- Больше всего меня впечатлили молодые. Тех артистов, которые работают давно в театре, я уже знал раньше, я слышал раньше, и уже нет ощущения новизны. А молодые артисты, когда впервые слышишь голос…
- По фамилиям назовите, им будет приятно.
- Я, к сожалению, еще не очень хорошо знаком с составом, я только вчера взял список артистов. Я даже на репетиции, обращаясь к тому или иному артисту, вынужден говорить: «Эй, Куратов, подойдите, пожалуйста, ко мне». Мне очень стыдно, но я выучу все имена и буду обращаться по именам.
- Оперу «Куратов» можно вывозить на гастроли?
- Запросто. Хоть в Англию, если пустить бегущую строку с переводом. На нее будут с интересом идти, если ее правильно разрекламировать.
- В репертуаре театра сейчас значится «Куратов» - Носков, «Кармен» - Бизе. И прочее. Вам приятно быть в таком списке?
- Мне немножко неудобно. Такие имена: Бизе, Шостакович и тут Носков. Так непривычно, странно. Но, конечно же, приятно.
Телеверсию программы смотрите в эфире канала «Юрган» 24 сентября в 22 часа.
Комментарии (17)
Хорошая опера должна получиться, наверно. Коми будет чем гордиться.
Правда что гонорар составил 50 000у.е
или нет
апосля примьеры и будит...