16:15, 11.03.2013

Старовер Александр Белов: «Усть-Цильма у всех на слуху»

Вчера, 10 марта в селе Замежная Усть-Цилемского района прошла конференция «За веру и крест», посвященная 300-летию основания и 270-летию самосожжения Великопоженского скита. Среди ее участников были гости из Москвы, Санкт-Петербурга, Великого Новгорода и даже два представителя белорусских староверов. О том, чем их привлекла конференция и насколько важна Усть-Цильма для старообрядческого мира, в интервью БНКоми рассказал председатель Центрального совета Древлеправославной Поморской церкви в Белоруссии Александр Белов. 

ANT_2365.jpg

Фото Николая Антоновского

- Мы уже здесь в третий раз. В первый раз приезжали два года назад, очень хотелось сюда попасть: край очень интересный — и традициями, и культурой, и природой. Мы побывали тогда в Нарьян-Маре, в Пустозерске, в Замежной. Это, конечно, впечатляет. Великопоженский скит до сих пор является вторым центром поморского староверия в России после Выговского. Мы приехали, чтобы прочувствовать местную жизнь. Наша конфессия достаточно многочисленна, но в каждом районе, в каждом крае есть свои обычаи.

- Как много старообрядцев в Белоруссии?

- У нас 31 община, это более ста тысяч человек по скромным подсчетам.

- Когда староверы пришли в Белоруссию?


ANT_2352.jpg


- Еще в XVII веке, когда была Речь Посполитая, занимавшая в том числе территорию Прибалтики — Литву, Эстонию. Оттуда же — из Витебской губернии — у нас пошла община. В Витебской области у нас сегодня 19 общин, шесть — в Бобруйском районе. В Минске тоже есть община, по исповеднику в ней числится 275 человек, хотя это довольно условная цифра. Но своего храма у нас пока нет. В 1837 году был принят закон, запрещавший строить раскольничьи молельни в Минской губернии.

- Нет ли у вас ощущения, что традиции старообрядчества сейчас вымываются?

- Я бы так не сказал. Наоборот, идет процесс возрождения. За годы советской власти, конечно, было многое потеряно, многие храмы были разрушены. К тому же деревня умирает. Люди переселяются в крупные города, и сам быт утрачивается. Но еще остается десяток сел, где люди проживают компактно и поддерживают традиции. И в последнее время заметен интерес молодежи к этим традициям, к исконной русской вере.

- Раскол сопровождался репрессиями староверов, и на протяжении всей истории старообрядчества отношения с государством складывались, мягко говоря, не очень хорошие. Какие сейчас у вас отношения с белорусским государством?


ANT_2370.jpg


- Они нам не мешают, и это уже хорошо. Какой-то помощи у властей мы и не просим. У нас есть свой потенциал, в Белоруссии — 26 действующих храмов.

- А каковы отношения с Русской православной церковью?

- Мы с ними общаемся, никаких натянутых отношений нет.

- РПЦ часто критикуют за слияние с государством. Насколько, по-вашему, обоснована такая критика?

- Да ведь так оно и есть. Это официальная государственная церковь, ей идет односторонняя помощь, которая другим конфессиям не оказывается. Люди это видят и делают свои выводы.

- Есть ведь еще движение самой церкви в сторону государства.


ANT_2392.jpg


- Есть, оно всегда было. Но церковь должна быть отделена от государства, и никаких вмешательств здесь быть не должно.

- Есть такое стереотипное представление о старообрядцах как о людях консервативных, сторонящихся, условно говоря, благ цивилизации. Насколько оно имеет отношение к действительности?

- Ну, консервативность проявляется в первую очередь в вере. Есть закон, который мы не должны нарушать. Есть праздники, посты, которые мы должны соблюдать.

- Чем вы занимаетесь в Минске помимо духовных вопросов, в профессиональном плане?

- Раньше занимался автобизнесом. Но сейчас уже возраст, и я сосредоточился на духовной жизни. Я исполняю обязанности духового наставника в минской общине (таинства у поморов совершают миряне — духовные наставники, — БНКоми).

- Сегодня с большой временной дистанции причины раскола уже не кажутся чем-то действительно принципиальным. У вас сохраняется чувство, что нужно было тогда, идя на жертвы, отстаивать свою веру?


ANT_2402.jpg


- Сохраняется. Здесь двух мнений быть не может. Это законы, установленные святыми отцами, и нарушать их мы не имеем права. Веками деды и прадеды молились двуперстным знаменьем, а потом в церковную жизнь привнесли какое-то другое, инородное тело. Конечно, не все готовы были идти на жертвы, не все могли это выдержать. Кто-то поддался, кто-то перешел, что было проще. У нас все традиции остались. И если не было возможности проживать в той местности, где они проживали, люди уходили — сюда же, на Север. Нужно было в первую очередь сохранить веру.

- Насколько значима Усть-Цильма как один из центров старообрядчества?

- Она очень значима. Повторюсь, Великопоженский скит — это второй по величине оплот староверия. Усть-Цильма тоже у всех на слуху.

- То есть, староверы в Белоруссии хорошо знают, что где-то в российской глубинке есть такое село — Усть-Цильма?

- Да, и не только в Белоруссии — все староверы о ней знают. И стараются поддерживать связи и контакты. Радует, что эти контакты стали более частыми и более близкими. Мы — как один народ. Приезжаешь в Россию или в Прибалтику, знакомишься с людьми — и как будто все время их знал.

- Чем для вас важна конференция?

- Хотелось побывать в этих местах еще раз, познакомиться еще ближе с традициями, культурой. Здесь была очень высокая школа иконописи и литья, совершенно самобытная.

4354

Комментарии (26)

Добавить комментарий
  • Ухтинец
    11 марта 2013 г., 16:51:51
    Ответить
    Уважуха
    Уважуха, старообрядцам за сохранение традиций предков.
    Сколько же бед принесла России эта срощенная с государством РПЦ.
  • Вопрос к коми
    11 марта 2013 г., 17:06:25
    Ответить
    Республика Коми, как вы говорите, это земля ваших предков, ваша земля. Что на счет Усть-Цильмы?
    • чего волнуетесь зря?
      11 марта 2013 г., 17:15:42
      Ответить
      Всё время чью-то землю делите вы. понаехавшие. Усть-Цильма , по-коми Чилимдин. Там раньше жили коми. Потом туда убежали староверы из своих земель, создали скиты. Историю надо знать, дорогой злой. При создании СССР Усть-Цильма вошла в состав Коми АССР.
      • Усть-Цильма
        11 марта 2013 г., 17:31:48
        Ответить
        Усть-Цильма была основана в 1542 году выходцами из Великого Новгорода.Всю жизнь входила в состав Архангельской губернии,коми там не жили,что не помешало устьцилемам бесконфликтно существовать с ними рядом сотни лет,а земля в РФ-вся российская,о чем спор?
      • 1
        11 марта 2013 г., 20:09:00
        Ответить
        Никогда коми не жили на усть-цилемской земле. Даже названия населенных пунктов в районе русские: Замежная, Скитская, Окунево, Бугаево, Гарево. О чем это говорит? Архангельская губерния, Печорский уезд.
    • асман-оглы
      12 марта 2013 г., 8:48:24
      Ответить
      ми там будем жить, это наш земля
  • Дуся
    11 марта 2013 г., 17:19:19
    Ответить
    В Керчомье и Вочи тоже были старообрядцы беспоповцы, но уже с угасающего течения - нетовцев, без горячей веры и в основном выражается только в тихой индивидуальной молитве верующего. Жаль, что не сохраили старообрядческие традиции - не пить и курить, не свернословить, сохранять семейные ценности.
  • господи.
    11 марта 2013 г., 17:42:15
    Ответить
    прости этого нехристя, который весь земной шар хочет себе присвоить. -Чур, моё место! Чур, моё место! Вам знакомо это словосочетание из русского лексикона. Как займут чью-то территорию, между собой русские начинают спорить и делить эту чужую между прочим землю между собой. Жадные были ваши предки, потому и была у них постоянно междуусобица. Очень любили чужие земли делить, но при этом была постоянно драка. Друг друга убивали. Вспомни и ушкуйников-разбойников. Беспамятный ты.
    • Стоит вспомнить о том
      11 марта 2013 г., 18:00:13
      Ответить
      Что, когда высылали в коми репрессированных, во всех коми деревнях жители приняли их в свои дома. Только усть-цилемские староверы никого на порог не пустили - вера не позволяла.
      Не в обиду усть-цилемам.

      А по мне - так и у староверческой, и у православной веры есть свои плюсы и минусы.
    • Коми
      11 марта 2013 г., 18:06:38
      Ответить
      Никто в самой Усть-Цильме зла на коми не имеет, все мы живем дружно. В вот првославнутые с России (Н-Новгородцы и прочие) навязывают свою веру живущим на Печоре, создают всякие группы и под видом самобытных староверов разжигают национальную и религиозную рознь. Надо бы на них КОНТОРЕ показать
  • беспамятному
    11 марта 2013 г., 18:44:12
    Ответить
    надо ьы знать, что прародина славян - это нынешняя Германия. Поморания в Германии - это область, где жили славяне-поморы, Пруссия - это Поруссия, там жили русы по реке Руса, которая сейчас носит название Неман. Немецкий город Дрезден - это не что иное, как Дроздяны, Лейпциг - это Липецк. Как видите, в Германии до сих пор сохранились исконно славянские названия местностей. Там и сейчас живут германизированные славяне. Вот вы русские с ними и воевали всю дорогу, забыв, что вы кровные братья. Часть славян захватила на востоке чужие территории, где и образовались княжества. Но у князя тогда было много жён. И сыновья, рождённые от одного отца, но разных матерей, после смерти князя никак не ладили между собой. никак не могли делить завоёванные отцом чужие земли. потому и происходили войны между кровными братьями. А на Усть-Цильму русские пришли сравнительно поздно. Не надо вам выделяться, вы такой же, как все люди на земле, и не лучше, и не хуже.
  • старообрядчество
    11 марта 2013 г., 19:18:08
    Ответить
    возникло в результате раскола русской православной церкви. Сторонники тарообрядчества были прокляты на церковном соборе в 1666-67 гг и преданы суду городских властей. Они ратуют накакие-то каноны, скажем, сколькими перстами делать крестное знамение и т.д и т.п. Да не все ли равно, сколькими пальцами креститься, Для Бога это не имеет никакого значения. Для Бога важны дела твои, а не обряды.
    • Язычник
      11 марта 2013 г., 20:26:49
      Ответить
      Волны старообрядчества
      Было несколько, там и стригольники, и дырники и ....Но всех их объединяет то, что их изгоняли попы нынешней РПЦ. РПЦ начиная с 13 века вела про царскую политику и всех кто с этой политикой был не согласен или ругал её объявляло еретиками и начинала гонения на них, с поджогами домов с людьми, топлением в реках или прочими изуверствами.
      По это попали и язычники Коми, которых мечём и огнём крестил Стефан пермский. Часть Зырян от него бежало за Урал.

      По поводу кто где жил, и чья земля.
      Весь север это смешение двух народов финоугров и славян, от этого смешения и произошли русские. Ну и ещё немного татарва (тюрки или иранцы). Всё других народов при создании руси небыло.


      По поводу
  • напрасно
    12 марта 2013 г., 7:21:04
    Ответить
    устьцилемцы кичатся своим происхождением. Мы - коми, мы - устьцилёма, -говорят они. А зря. Предками устьцилемцев были разбойникки-ушкуйники. Ушкуй, точнее ужкуй - нецензурное коми слово. Спросите у того. кто хорошо знает коми язык. он вам переведёт это слово на русский язык. Тогда вам будет не очень приятно. Ушкуйниками называли вовсе не лодочников-разбойников, а конников-разбойников, которые зимой рыскали по тайге и грабили народ. Потому устьцилемцы и жили богаче, потому что были грабителями. А грабили они угро-финские села и деревни. На севере русов не было. Посмотрите на карту Архангельской области. Там топонимика сплошь угро-финнская, точнее коми. Там коми население постепенно русифицировалось. Но обряды остались языческие.
  • ЗЕМЛЯК
    12 марта 2013 г., 10:31:22
    Ответить
    НУ НА СЧЕТ ТОГО КАК В СТАРИНУ КТО И ГДЕ ЖИЛ МЫ ЗНАМ ПО НАПИСАННОМУ-ВОТ. (НЕ ВСЕГДА ПРАВДА -ЛЮДИ ПИСАЛИ ,МОГЛИ И ПРИВРАТЬ,ОШИБИТЬСЯ-ПРАВИЛЬНО?) СЕГОДНЯ ЖИТЬ НАДОТЬ ПО УМУ И СОВЕСТИ .(ЕСЛИ ОНА ЕСТЬ) ЕСЛИ У СОСЕДА БУДЕШЬ КАКАШКУ ИСКАТЬ АКРОМЯ КАК КЛАЗНЕТА НИЧАГО НЕ УВИДИШЬ И НЕ УНЮХАШЬ. МИГРАЦИЯ НАРОДОВ ТЫСЯЧИЛЕТИЯМИ ИДЕТ,КАБЫ КТО И НЕ ХОТЕЛ ЕЁ. ТАК И ФОРМИРУЕТСЯ НАРОДЫ И ГОСУДАРСТВА. А В ТАКИХ ДЕЛАХ ПОЗНАНИЙ ИСТОРИИ РОДА СВОГО МАЛОВАТО БУДЕ, ПРИСУТСТВИЕ МУДРОСТИ НЕОБХОДИМО. ВЗЯТЬ ИСЛАНДИЮ-ДОЛГО ОБОСОБЛЕННО ЖИЛИ-ХРОНИКАМИ СТАЛИ (ЕНТО КОГДА БРАТ СЕСТРУ ЛЮБИТ,ДЛЯ ПРИМЕРУ)....,ОБМЕН ЗНАНИЯМИ,НАВЫКАМИ,ОПЫТОМ....
  • земляку
    12 марта 2013 г., 12:20:19
    Ответить
    вот и не надо у коми всё время какашку искать. Живите мирно.А то: мы - не коми, мы - устьцилёма - поёте со сцены. Перед Богом все равны. К тому же и вера и обряды должны быть одинаковы. Раскол в церкви, всякие скиты - это великое отступничество от истинной религии -христианнства.
  • Родня
    12 марта 2013 г., 13:08:16
    Ответить
    Какие ушкуйники? Какие конные разбойники? Окститесь! Вы-то сами бывали в той Усть-Цильме? Сейчас-то дороги нет хорошей. а тогда и подавно. С одной стороны - Тиманский кряж, с другой - тундра, с третьей и четвёртой - непроходимые леса, болота. не так уж далеко и Урал. Никого вокруг. Кого грабить-то? По болотам на конике не поскачешь. Там никто раньше, до прихода Ивашки Ластки и староверов, не жил. Это была окраина Архангельской губернии.Все коми жили южнее. По соседству - коми-ижемцы.У тех свои заморочки - олени. Им жизнь усть-цилёмов не касалась. Они только по Печоре мимо шли со стадами весной - к океану, и осенью - ближе к дому.
  • Родня
    12 марта 2013 г., 13:11:30
    Ответить
    А то, что репрессированных, а ещё ранее политзаключённых в царское время за порог не пускали, так то верно. Этим и сохранили себя от заразы, эпидемий, венерических болезней, не дали растлить себя и детей своих и духовно, и физически. А то тоже всякий люд был, поприезжал с России-то. Не давали своей посуды, не пущали в дом, в бани. Так то правила гигиены. Этим и убереглись.
  • Родня
    12 марта 2013 г., 13:17:32
    Ответить
    В староверчестве много истины, много правильных идей. Не как в православии новом. В старой вере - вообще не греши. не допускай до греха, чтоб потом не каяться, не табашничай, блюди себя, трудись, вернее, робь. А в новой вере как? Греши чем и как хочешь, главное - потом покайся.дай попу денежку - он и простит. В старой - вообще попов нет - разговор с богом напрямую, и особо не поощрялся фанатизм, типа, не докучай богу-то, сам справляйся. А в новой - слуги божии в парче и золоте, сами грешники почище безбожников, а других судят и грехи отпускают... Стыд и срам!
  • Родня
    12 марта 2013 г., 13:23:02
    Ответить
    Это ведь в новой вере придумали развенчивание - за деньги с живой старой женой развенчают и с новой повенчают, да не единожды. Много дней в году не работают - какие-то праздники придумали. А когда это труд был грешен? Содомию развели, педофилию - тьфу, пакостники. Староверы-то и слов таких не знали. Труд за главную благодать почитали, не бражничали и не табашничали. И одна жена была. И женщина всегда была уважаема, женщина и наставником могла запросто стать. Ещё совсем недавно в Усть-Цильме наставником была женщина. Равенство мужчин и женщин в духовности признавалась!
  • родне
    12 марта 2013 г., 14:11:09
    Ответить
    какие топи, какие болота на Севере зимой? На север в 30-40 градусные морозы все реки, озёра. болота покрываются толстым слоем льда, который ничем не проломишь. Встарину хоть дорог и не было, люди всегда ездили: и торговали и грабили. Главный транспорт - гужевой зимние сани. Они были во всех деревнях и у всех. За товаром северяне ездили обозами в Москву чтоб защищаться, как от разбойников, так и от волков. И никаких препятствий с транспортом не было. Это в наше время С транспортом все время проблемы. Люди хотели жить, вот и вертелись. А про какого-то Ивашку Ласта устьцилёма-разбойники по дороге сочинили, чтоб свои неблаговидные деяния скрыть в будущем. Ваш Ивашка = это сказка про белого бычка.
  • Разделение
    12 марта 2013 г., 15:11:21
    Ответить
    Христианская церковь стояла перед выбором стать проституткой на побегушках царей или служить людям, неся к ним учение Христа. Вторые вынуждены были бежать на окраины, а первые с помощью солдат вылавливать их и уничтожать. Скитники не сжигали себя, их убивали по приказам. Сгоняли в здания и сжигали заживо. Видимо, чтобы совесть. Мучили напоминаем о том, что такое вера.
    Так произошло разделение христианства на старую веру и православную церковь. Разделение на веру и церковь.
  • Зырянин
    12 марта 2013 г., 18:29:20
    Ответить
    Староверы молодцы
    Староверы молодцы не пргнулись перед православными сатанистами.
    Коми тоже от православнутых бежали за урал.
    Например предки Распутина по матреи были беглыми в Тобольск зырянами, наверно от них и перешли к нему учения врачевать, чем славились пермяне.

    А кстати с каких земель бежали Усть-цилемцы? Есть предания?
  • история
    13 марта 2013 г., 9:40:20
    Ответить
    К сожалению, мифотворчество усматривается во всех без исключения комментариях к этому интервью. Сами же ответы А.Белова скромны и правдивы. Хотелось бы призвать всех комментаторов, прежде чем писать, поглубже изучить историю старообрядчества.
  • Замежная-Загривочная
    21 июля 2013 г., 16:15:50
    Ответить
    И до сих пор ни одного комментария... Общество потребителей, мыслящее скандалами, интригами и расследованиями, совсем не интересует история родной страны. Это грустно. Впрочем, умные люди здесь и не троллят:)
  • Ирина
    29 июля 2013 г., 21:52:05
    Ответить
    Староверие
    Ответы А.Белова скромны, тк. практически ничего не сделал как председатель старообрядчества Беларуссии.