Юрист Сергей Изъюров: «Малый бизнес уходит в тень»
С нового года в России в два раза выросли социальные налоги для бизнеса. Вместе с рядом других законодательных нововведений это привело к тому, что мелкие предприниматели встали в очередь в налоговых инспекциях для сдачи лицензий индивидуальных предпринимателей. По мнению юриста Коми регионального отделения общественной организации предпринимателей «ОПОРА России» Сергея Изъюрова, такая реакция бизнеса на государственные новации совсем скоро обернется ростом теневой части предпринимательства. Он уверен, что увеличение налогового бремени вместо роста собираемых платежей приведет к обратному. О том, почему бизнесмены сдают свои лицензии, в какой сфере рост теневого предпринимательства окажется самым высоким и возможно ли будет вернуть малый бизнес, он рассказал в интервью «Молодежи Севера».
Фото Кирилла Затрутина
- Какое, на ваш взгляд, влияние оказали налоги на состояние малого бизнеса в Коми?
- Налоги поднялись. Мне сложно судить, какое влияние они оказывают на малый бизнес, я не обладаю статистикой. Но, исходя из моих разговоров с предпринимателями, могу сказать, что основная причина, по которой они сдают свидетельства и утрачивают статус индивидуальных предпринимателей, - это изменения, которые сейчас внесены в уплату фиксированного платежа в Пенсионный фонд РФ. С 17 с небольшим тысяч рублей сумма выросла до 35 тысяч. Это та планка, когда людям оказалось проще сдать лицензии. Насколько мне известно, это идет в массовом порядке. К нам приходит много предпринимателей, которые заявляют о сворачивании бизнеса. Сумму взносов во внебюджетные фонды они называют для себя непосильной.
- Патентная система налогообложения малого бизнеса также могла повлиять на снижение числа предпринимателей?
- Это одна из разновидностей упрощенной системы налогообложения. Ее делали как раз для того, чтобы скрытые предприниматели легче могли легализоваться. К сожалению, там так перемудрили, что эта система стала не выгодна. Предпринимателям сложно платить и взносы, и стоимость патента. Они сдают лицензии и уходят в нелегальный бизнес. Подчеркну, они не сворачивают свой бизнес полностью, а уходят в тень. Да, они будут получать меньшие деньги, но государство не получит ни шиша.
- В каких сферах это выражено наиболее полно?
- В тех, где сложнее всего проследить за предпринимателями: это огромная сфера услуг. Приведу пример: несмотря на достаточно суровое законодательство и массовые проверки в сфере такси, справиться с теневым рынком не удалось, и теперь в связи с тем, что таксисты в массовом порядке сдают свои лицензии, он снова вырастет. Самое главное, что теперь легализовать этих людей, которые уже обманулись, будет намного сложнее. Легализовались те, кто считал теневой рынок неправильным, а легальную работу более спокойной. Те, кто так не думал, лицензии и не получал. Благодаря государственной политике в сфере такси цены на перевозки выросли. Как сказал когда-то Виктор Черномырдин, хотели, как лучше, а получилось, как всегда.
- А в торговле сейчас какие процессы идут?
- Так как торговля - это все-таки организации, то на них больше всего повлиял приход крупных торговых сетей. Они зашли, просто выбив дверь ногой. Какой-либо продуманной государственной политики и первоначальных договоренностей не было, в принципе. Для государства торговля всегда считалась сферой, которая живет и развивается самостоятельно. Вмешиваться в нее не нужно, а вот «доить» можно. При этом деньги от торговли всегда поступали в местные бюджеты, и это были значительные суммы. Теперь сюда пришел крупный ритейл, и это сильно повлияло на средние и маленькие магазины. Они начинают закрываться потому, что резко упал товарооборот, потребительские потоки переориентировались, и магазины перестали приносить тот доход, ради которого открывались. Это чувствуется однозначно.
- Это характерно, наверное, только для крупных городов Коми?
- Политика сеток - это системное освоение рынка субъекта. Системные шаги и первоначальные шаги по строению каркаса сетки делаются в столицах, а затем сети начинают продвигаться по районам. Обеспокоенные предприниматели Усть-Куломского района позвонили и сказали, что к ним заходит «Магнит», он будет находиться в здании старого универмага. Тот баланс, который был создан за многие годы в торговле на уровне муниципальных образований, будет резко нарушен. Конечно, то, что в регионах начинают работать крупные торговые сети, это нормальное развитие торговли, весь мир идет по этому пути. Но меня настораживает то, что не было, нет и, очевидно, никогда не будет государственной продуманной политики в сфере регулирования и поддержки торговли, сетки зашли без всяких договоренностей на уровне субъекта, и наши предприниматели к этому оказались не готовы.
- Антиалкогольное законодательство могло повлиять на закрытие магазинов?
- Скорее, это коснулось киосков и продажи пива в них. Все прекрасно об этом знали, это не было новостью, о предстоящем запрете было заявлено заранее. Хотим мы того или нет, закон о государственном регулировании алкогольной продукции предусматривал поэтапное вступление в силу. Насколько это критично для малого бизнеса, сложно сказать. Я говорил с несколькими предпринимателями, они, в принципе, готовы перепрофилировать свои киоски на продажу неалкогольной продукции. Бизнес на это смотрит более спокойно. Другое дело, что на это наложилась политика районных администраций, которые ведут войну с мелкорозничной торговой сетью, как, например, это происходит в Ухте. Все сводится к тому, чтобы ее резко уменьшить, решив вопрос в пользу изъятия земельных участков. На уровне муниципалитетов это светит серьезным сокращением рабочих мест, а взамен ничего не предлагается. Сфера мелкорозничной торговли всегда требовала большого количества работников, как легальных, так иполулегальных, и даже совсем нелегальных. Но люди, по крайней мере, получали деньги. В Ухте сейчас около 40 дел по расторжению аренды земельных участков под киосками и павильонами находятся в судах. Мне непонятна эта политика.
- Как думаете, к чему это приведет? Увеличится ли армия безработных?
- Люди, наверное, найдут для себя какую-то работу, рынок услуг их, скорее всего, всосет. Но дело в другом - сейчас нелегальный рынок начинает быстро расти, и его уже ничего не остановит. Те, кто сдал свидетельства индивидуальных предпринимателей, никуда не уйдут, они продолжат свою работу, но только нелегально.
Комментарии (79)
Чтобы защитить начинающих индивидуальных предпринимателей или бизнесменов с небольшими доходами, законодатели подготовили сразу три законопроекта, которые уже направили на имя председателя Госдумы. Например, предлагается ограничить для индивидуалов страховые взносы 6 процентами от дохода, но не менее одного МРОТ. В этом случае при 100 тысячах годового дохода они будут отчислять 19 тысяч рублей. Но не 36 тысяч. Вторая поправка внесена от Оренбургской области. Предлагают на четверть сократить уже установленный фиксированный взнос, но для всех без исключения категорий ИП. Еще одна инициатива касается индивидуальных предпринимателей-пенсионеров, имеющих право на трудовую пенсию. Их предлагается полностью освободить от уплаты взносов на пенсионное страхование.
www.rg.ru/2013/01/28/indp.html
Приведите пример что кокретно госдура приняла на благо человека? реального блага, а не декларирования его. НИЧЕГО!!!
Премьер объявил о решении инвестировать средства будущих пенсионеров в инфраструктурные проекты при условии сохранности накоплений...
Подробнее: http://www.kommersant.ru/doc/2111331
На деле арифметика проста - необходимо увеличивать базу для налогов. Народ полагает, что надо увеличивать за счет увеличения рабочих мест на вновь осваиваемых просторах услуг и производства товаров. А на деле - кудай-то не туда вы идете, товарищи-властители.
Варианты ответа:
1. Сердуков с его командой
2. Медведев с новым айфоном
3. Чубайс с нано-технологиями
Да ... пошли все
та ты и не из бизнеса а явно бюджетник-нахлебник
весь бизнес пукина ненавидит
Жди, прилетит!
"Стратегическое направление – открытие магазинов в городах с населением менее 500 тыс. человек – где проживает 73% городского населения России", НО:
Продавцам помещений, земельных участков и Арендодателям.
В формате Гипермаркет наша компания развивается на базе аренды помещений , покупки готовых помещений (части помещения) и приобретает земельные участки для самостоятельного строительства.
Для размещения Семейного Гипермаркета Магнит нас интересуют города численностью населения от 20 000 человек и выше.
Для рассмотрения пригодности помещения под аренду или приобретение построенного помещения, нам необходимо помещение площадью не менее 1500 кв.м., при этом один этаж торгового зала должен занимать не менее 850 кв. м.
Необходимая площадь земельного участка для размещения нашего объекта (Гипермаркета путем строительства) и благоустройства прилегающей к нему территории, в зависимости от необходимого формата Гипермаркета, составляет 0,7 — 5 Га(8 500 - 50 000 м2.). Рассматриваем приобретение как сформированных участков так и не сформированных.
Земельный участок должен находится на проездной улице и приближен к жилому микрорайону с многоэтажными жилыми домами.В городах с небольшой численностью населения место расположения гипермаркета должно быть приближено к центральной части города. www.magnit-info.ru/partners/rent/